РОК КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ МОЛОДЁЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ

Молодежная субкультура как явление, возникшее во второй половине XX века, привлекает устойчивое внимание философов, социологов, культурологов и других специалистов в области социогуманитарного знания.

Принято считать, что молодежная субкультура имеет преимущественно развлекательно-рекреативный и потребительский характер, в силу чего ей не свойственны черты познавательной, созидательной, творческой деятельности. Однако с этим тезисом едва ли можно согласиться, поскольку молодежной субкультуре в значительной степени свойственны устремления к самовыражению в изобразительном, поэтическом и музыкальном творчестве. В пользу этого свидетельствует, в частности, многочисленные клубы авторской песни, феномен молодежной музыки и в частности рока, а также непрерывно осуществляемый молодыми поиск в области живописи, графики, скульптуры. Именно в сфере художественного творчества молодых, как правило, складываются неформальные группы и объединения.

Причастность к той или иной молодежной субкультуре предполагает не только принятие ее норм и ценностей, но и стили жизни в целом. В силу того, что молодежные субкультуры, как доказано учеными-социологами, «возникают вокруг какого-либо центра, либо инициатора тех или иных инноваций, либо выразителя тех или иных пристрастий к музыкальным стилям, образу жизни» [3, с. 51], можно считать закономерным возникновение молодежной субкультуры рока. Наряду с этим отметим, что рок-музыка в свою очередь является немаловажной сферой интересов молодых людей, принадлежащих к другим субкультурным образованиям.

Многие ученые придерживаются той точки зрения, что молодежная субкультура в России ориентируется на зарубежную массовую культуру, а не на ценности национальной культуры. Однако рок-музыка, первоначально зародившаяся на Западе, обрела в России устойчивые национальные черты и ныне занимает собственную нишу в отечественной культуре.

Исследователи справедливо отмечают, что именно в молодежной субкультуре при определенных обстоятельствах могут возникнуть контркультурные тенденции. В связи с этим современная рок-культура как составляющая молодежной субкультуры не может быть ориентирована только на Запад. Следует отметить, что субкультура молодежи имеет много общего с контркультурными образованиями, которые, как правило, не всегда однозначно воспринимаются обществом, несмотря на то, что они могут содержать в себе и позитивные зерна обновления культурной традиции.

Отечественные ученые определяли молодежь, как социально — демографическую группу, обладающую многомерными характеристиками. Межпоколенческий конфликт интерпретировался в аспекте социального взаимодействия, в котором одновременно участвуют несколько поколений. С. Н. Иконникова выделила пять векторов взаимоотношений между старшим и младшим поколениями: экономический, политический, культурный, бытовой и социально-психологический, подчеркивая, что именно «в области культуры различия во вкусах иногда приобретают драматический характер, осложняются взаимными обвинениями, могут стать поводом для конфликта» [1, с. 63].

С. И. Левикова правомерно отмечает, что «молодежная субкультура и контркультура — это два различных типа культуры, которые могут: а) не иметь ничего общего между собой; б) взаимопересекаться и в) сливаться в одно целое, создавая некий «симбиоз» [2, с. 608].

В 2000-е годы исследования молодежной проблематики, в особенности вопросов, связанных с молодежными субкультурами активизировались как в нашей стране, так и за рубежом. Некоторые исследователи стремятся прояснить субкультурные характеристики молодежи в рамках отдельных территорий.

Необходимо отметить, что рок-культура — это не только совокупность поэзии, музыки, рок-концертов с элементами шоу и специфического образа жизни, но и социомузыкальные практики концертной деятельности, адресованной аудитории единомышленников, которые связаны с исполнителями общностью стиля жизни, образа мышления. А это, в свою очередь, означает, что рок-культура, являясь частью культуры в целом, сохраняет, при этом, статус субкультуры.

Субкультура рока это — музыка, сленг, самиздат, особый стиль жизни, которые возникли как отклик на западное молодежное протестное движение. Большинство исследователей отмечают зависимость развития рок-музыки от научно-технического прогресса, который изменил традиционный уклад и повседневный ритм жизни. Смена музыкальных приоритетов в молодежной среде свидетельствовала о зарождении в ней новых идеалов и ценностей.

Первые западные рок-звезды (Элвис Пресли, Билл Хейли, «The Beatles», «RollingStones») родились в годы войны или перед самой войной, и их взросление совпало по времени с лавинообразными изменениями в послевоенном мире. Рок музыка, неизвестная как форма музыкального искусства до Второй мировой войны, сделалась своеобразным маркером, указывающим, что прежнее время безвозвратно ушло в историю [4, с. 208].

Характерной особенностью рок-музыки, возникшей на волне протестного молодежного движения 1960-х годов, стала особая энергетика, совместно создаваемая музыкантами и слушателями во время концертов. Стремление исполнителей сделать слушателей участниками шоу, дать им возможность выплеснуть спонтанный заряд энергии, создавало особую наэлектризованную атмосферу.

Рок-культура может быть интерпретирована как проявление постмодерна на уровне стиля жизни и мировосприятия. Каждому из векторов развития рок — культуры соответствуют формы, связанные с определенным стилем жизни (хиппи, панки, металлисты, готы и др.). В отличие от них в субкультурах фанатов тех рок-групп, которые существовали ранее, и от которых остался лишь фон звукозаписей, отсутствует отчетливо-выраженное социальное измерение.

Рок-музыка, как уже отмечалось, породила множество локальных субкультур. Современные направления этой музыкальной стилистики привносят новые имиджи и новые типажи в культуру повседневности. Увлечение молодежи музыкой эмо повлекло за собой рождение новой субкультуры, которая объединила в себе поклонников этой музыки и родственных жанров. В сети Интернет можно найти множество сайтов, посвященных эмо [5]. Если обобщить изложенную в них информацию, то возникнет отчетливый портрет одной из молодежных субкультур, связанных с роком. Их субкультурный имидж способен шокировать любого взрослого человека: шевелюры, выкрашенные в черный цвет, как правило, давно не мыты, челка наискось срезана бритвой и нависает над глазом, закрывая половину лба.

В целом стиль эмо интересен в анализе эволюции отечественной рок — культуры тем, что это рок для тинэйджеров. Отметим, что в отечественной рок — культуре именно к аудитории тинэйджеров впервые обратился В. Цой. Но в отличие от эмо его рок-композиции отчетливо воплощали в себе контркультурную тенденцию.

Герой рок-композиции В. Цоя значительно моложе поэтических персонажей Б. Гребенщикова и М. Науменко и нарочито неинтеллигентен. Герой В. Цоя более всего походит на допризывника-тинэйджера, которого распирают безадресные агрессивные импульсы, крайнее недовольство всем и вся и даже злобность (например, композиции «Бездельник», «Мама анархия», «Мои друзья»). Его стихия — тусовка, портвейн, бесцельное блуждание по городу или ночное сидение с друзьями в тесной кухне до рассвета («Пачка сигарет», «Последний герой», «Просто хочешь ты знать»). Подстать герою и его возлюбленная-школьница (композиция «Восьмиклассница»).

Начиная с 1986 года в прессе непрерывно публиковались статьи, посвященные «неформалам», причем отечественная рок-музыка, «русский рок» преимущественно интерпретировались журналистами в политизированном ключе как песни борьбы и протеста. Рок-музыка получила в этот период достаточно широкий доступ в радиоэфир и на телевидение.

Из большого разнообразия направлений и стилей в рок-культуре, имеющих смешанный характер в начале 2000-х годов выделились относительно устойчивые культурные формы, ценностно-фундированные, связанные с определенным стилем жизни. Субкультурные сообщества, представляющие эти формы — хиппи, панки, металлисты. Музыка — важнейшая составляющая досуга этих молодежных объединений, члены которых не только имеют собственные слушательские предпочтения, но и занимаются музицированием — сочинением музыки.

Исключительное богатство социомузыкальных практик отечественной рок-культуры 2000-х годов выступает основой формирования различных субкультур в среде молодого поколения. Следствием этого явилось возникновение инфраструктуры, обслуживающей рок-культуру и ассоциирования с ней субкультурные сообщества — дизайнеры одежды, мастера визажа и причесок, мо­делируют субкультурные стили, на телевидении функционируют молодежные музыкальные каналы, демонстрируются в интерактивном режиме рок-клипы. Контркультурный компонент «русского рока» утратил в настоящее время свою актуальность; тем не менее субкультура рока продолжает существовать на границе официальной культуры, служит своеобразным барометром протестного потенциала молодежной среды, чутко реагирующей на общественные изменения в стране.