Особенности молодежной субкультуры

В современных условиях чрезвычайной подвижности всех социальных процессов в российском обществе молодежную субкультуру следует рассматривать в нескольких плос­костях, равно обусловливающих уровень и направленность культурной самореализации. Состояние молодежной культуры, как счи­тает В. Я. Суртаев, обусловлено следующими факторами: 1

Системный кризис, затронувший социальную струк­туру общества с началом перестройки и усугубившийся в связи с распадом СССР и переходом к рыночной экономи­ке, закономерно привел к смене социальных ориентиров, переоценке традиционных ценностей. По­иск своего пути в новых социально-экономических условиях, ориентация на ускоренное статусное продвижение и в то же время прогрессирующая социальная неадаптивность — все это обусловило специфический характер куль­турной самореализации молодого человека.

Современная российская культура сегодня находится в кризисном состоянии, как и само общество. С одной стороны, значимость культурного раз­вития населения для успешной реализации социальных проектов и выхода из кризиса не в полной мере осознает­ся органами управления. С другой — коммерциализация культурного процесса, все более заметный отход от норм и ценностей «высокой» культуры к усредненным образцам массовой культуры так же не может не отразиться на системе установок, ориентациях и культурных идеалов молодого человека.

Попытки реализации целостной программы гумани­тарной социализации в государственном масштабе не увен­чались успехом. Сегодня единая система гуманитарного вос­питания практически отсутствует, а частные инициативы в этой сфере, осуществляемые в экспериментальных или негосударственных учебных заведениях, охватывают лишь не­многочисленные группы молодежи крупных российских го­родов. В большинстве же школ гуманитарная социализация ограничивается стандартным набором гуманитарных дис­циплин и так называемой «внеучебной работой», которая не столько приобщает молодых людей к культурным цен­ностям, сколько отвращает от них в пользу развлекательной самореализации.

Юношеский возраст, а в какой-то мере и весь период взросления отличают черты порывистости, не­устойчивости желаний, нетерпимости, дерзости. Именно эта спе­цифика приводит юношей в однородные по возрасту и социальной принадлежности группы сверстников, которые удовлетворяют типичные юношеские потребности в стиле поведения, моде, досуге, межличностном общении. Группы сверстников выполняют социально-психологическую тера­певтическую функцию — преодоления социального отчуж­дения. Естественно, в подобных группах складываются соб­ственные культурные нормы и установки, обусловленные в первую очередь эмоционально-чувственным восприяти­ем действительности и юношеским нонконформизмом.

Кроме того, говоря об особенностях молодежной субкультуры в России, необхо­димо учитывать наличие существенных региональных и национальных различий, а так же усиливающееся ценностное и имущественное расслоение мо­лодежи.

Несмотря на известную неоднородность, молодежной субкультуре в России присущ ряд специфических черт, отличающих ее от других культурных проявлений. К таковым относятся:

Преимущественно развлекательная направленность. Наряду с коммуникативной (общение с друзьями) функцией, досуг выполняет и рекреативную функцию (около одной трети старшеклассников отмечают, что их любимое занятие на досуге — «ничегонеделание»), в то время как познавательная, креативная и эвристическая функции не реализуются вовсе или реализуются недостаточно. Рекреативные досуговые ориентации подкрепляются основным содержанием теле — и радиовещания, распространяющим ценности преимущественно массовой культуры.

«Вестернизация» культурных образцов. Ценности национальной культуры, как классической, так и народной, вытесняются схематическими стереотипами массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей «американского образа жизни» в его примитивном и облегченном варианте. Любимыми героями и в определенной степени образцами для подражания становятся, по данным опросов, героини так называемых «мыльных опер» (для девушек) и видео-триллеров типа Рэмбо (для юношей). Однако вестернизация культурных интересов имеет и более широкую сферу приложения: художественные образы переносятся на уровень группового и индивидуального поведения молодых людей и проявляются в таких чертах социального поведения, как прагматизм, жестокость, стремление к материальному благополучию в ущерб профессиональной самореализации.

Приоритет потребительских ориентаций над креативными. Потребительство ставится главной отличительной чертой молодежной субкультуры как на уровне поведения молодых людей, так и на уровне восприятия культурных норм.

Слабая индивидуализированностъ и избирательность культуры. Выбор тех или иных культурных ценностей чаще всего связан с групповыми стереотипами достаточно жесткого характера (не согласные с ними легко попадают в разряд «отверженных»), а так же с престижной иерархией ценностей в данной субкультурной группе, которые обусловлены половой принадлежностью, уровнем образования, в определенной мере местожительством и национальностью.

Внеинституционалъная культурная самореализация. Данные исследований показывают, что досуговая самореализация молодежи осуществляется вне учреждений культуры и относительно заметно обусловлена воздействием одного лишь телевидения — наиболее влиятельного институционального источника не только эстетического, но и в целом социализирующего воздействия. Однако большая часть молодежных и подростковых передач ТВ отличается крайне низким художественным уровнем и никак не разрушает, а скорее, напротив, подкрепляет те стереотипы и ту иерархию ценностей, которые уже сформировались.

Отсутствие этнокультурной самоидентификации. В среде молодежных субкультурных групп по большей части отсутствует этнокультурная самоидентификация. Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т. п.) большинством молодых людей воспринимается как анахронизм. Между тем, именно этническая культура является цементирующим звеном социокультурной трансмиссии. Попытки внесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев ограничиваются приобщением к православию, тогда как народные традиции, безусловно, не ограничиваются одними лишь религиозными ценностями. Кроме того, этнокультурная самоидентификация состоит прежде всего в формировании положительных чувств в отношении к истории, традициям своего народа, то есть того, что принято называть «любовью к Отечеству», а не в знакомстве и в приобщении к одной, пусть даже самой массовой конфессии.

Стоит отметить, что указанные выше характеристики в большей или меньшей степени присущи молодежной субкультуре в целом. Однако степень их проявления может существенно варьироваться в зависимости от типа молодежной субкультуры.