Молодежные субкультуры как социальное явление

МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

Культура каждого общества обладает относительной целостностью, поэтому любая культурная целостность предстает в виде сложного спектра культурных тенденций, стилей и традиций.

В развитом обществе возникновение альтернативных форм культуры неизбежно, оно порождается самим фактом развитых социальных отношений. Поскольку культура представляет собой саморазвивающуюся систему, она выталкивает из себя, оставляет в прошлом все отжившее, сдерживающее ее развитие и одновременно вбирает, осваивает новые прогрессивные, перспективные формы и явления.

Культура любого общества должна впитывать, ассимилировать, переосмысливать эти ответвления. Попытки их запретить, уничтожить порождают наиболее уродливые формы, например, протестные, агрессивные, фашистские группы. В целом же альтернативные формы культуры ведут к обогащению и омоложению всех существующих культур [1].

Этика, эстетика, идеология молодежных сообществ получила признание как особая «молодежная культура». Обнаруживается существование и других культур, отличающихся от официальной, но вполне реальных, со своими нормативными и символическими характеристиками.

Процесс становления социальной зрелости молодежи, выбор ею жизненного пути происходит во всех основных сферах жизнедеятельности личности, реализуясь посредством обучения и воспитания, усвоения и преобразования опыта старших поколений. Основными социально-культурными регуляторами этого процесса и одновременно показателями положения молодежи в обществе и в структуре исторического процесса развития выступают ценностные ориентации, социальные нормы и установки. Они определяют тип сознания, характер деятельности, специфику проблем, потребностей, интересов, ожиданий молодежи, типичные образцы поведения.

В молодежной среде появились новые тенденции в понимании культуры. Признавая объективное существование историко-культурных ценностей, национальных культурных традиций, молодежь, тем не менее, не проявляет активности в их освоении, считая это проблемой второстепенной, не имеющей практической значимости в реальном социально-политическом и историческом контексте, уделяет больше внимания имиджевым технологиям, не имеющим глубоких культурных основ. Культура подменяется этикетом, содержание — формой.

Часто молодежное неформальное объединение представляет собой форму альтернативной культуры или контркультуры.

Участникам подобных движений свойственны критическое отношение и стремление к отрицанию или пересмотру традиционных ценностей, частичный или полный (иногда скрытый, неосознанный, иногда демонстративный) отказ от существующей официальной идеологии, отрицательное отношение к официальной культуре, традиционному искусству, ориентация на собственные идеалы и др.

В такие объединения входят молодые люди, оказавшиеся невостребованными обществом. Их сообщества отличает своя идеология, образ жизни, стиль музыки, внешний вид, форма досуга, включая места встреч и отдыха, тип и вид работы, которые выбирают для себя и считают престижной участники движения.

Таким образом, необходимо иметь представление о понятии «молодежная субкультура». Теория субкультур — одно из средств описания явлений культурной дифференциации современного общества. Впрочем, известны и другие термины для обозначения той же реальности: контркультура, общественные движения, неформальные, локальные сети, социальные страты, жизненные стили и пр.

Распространение термин «субкультура» получил в 60-70-х гг. ХХ века в связи с исследованием молодежных движений [2]. Поначалу на первый план выступает приставка «sub» (т. е. под-),

обозначая скрытые, неофициальные культурные платы, подстилающие «дневную поверхность» господствующей культуры. В том же контексте (в применении к идеологии и практике молодежного протеста против ценностей общества потребления, трудовой этики и технократической цивилизации) использовалось и понятие «контркультура», определявшее идеологию молодежи как разрушающую всякую культуру вообще, противостоящую культуре как таковой. Отсюда видно, что понятие «субкультура» первоначально обозначало явления, воспринимавшиеся как не — или вне-культурные. Со временем это понятие получило иной смысл.

Субкультура — понятие, которое может рассматриваться как:

1) совокупность некоторых отрицательно интерпретированных норм и ценностей традиционной культуры, функционирующей в качестве культуры определенного слоя общества;

2) особая форма организации людей (чаще всего молодежи), автономное целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышления ее носителей, отличающееся своими обычаями, нормами, комплексами ценностей традиционной культуры, получившая своеобразную мировоззренческую окраску.

В педагогическом аспекте молодежную субкультуру можно рассматривать с позиции появления, функционирования неформальных молодежных объединений.

Главной характерной особенностью молодежной субкультуры является ее обособленность, отстраненность, часто демонстративная, эпатажная от культурных ценностей старших поколений, национальных традиций. В массовом сознании восприятие молодежной субкультуры часто имеет отрицательный характер. На этом фоне молодежная субкультура со своими специфическими идеалами, модой, языком, искусством все чаще оценивается как контркультура.

Другой характерной особенностью молодежной субкультуры является преобладание потребления над творчеством. Это весьма негативная особенность, т. к. по-настоящему приобщение к культурным ценностям происходит лишь в активной самостоятельной культуротворческой деятельности.

Следующей характерной особенностью молодежной субкультуры является авангардность, устремленность в будущее, часто — экстремальность. Зачастую эти черты сочетаются с отсутствием серьезного фундамента из исторических и культурных традиций.

В рамках сообщества всегда существует собственная субкультура, которая не характерна для других сообществ: существует собственная история, неформальные правила поведения и общения, обычаи, свои праздники, «герои», традиционный клич. При этом следует отметить, что хотя сетевое сообщество, как правило, маргинально по условиям возникновения, его главная функция — поддержание ценностно, позитивно окрашенной групповой социальной идентичности.

Формирование субкультур — процесс неизбежный, обусловленный развитием таких глубинных социокультурных процессов, как дифференциация и автономизация социальных институтов, вовлечение личности в различные социальные группы. Субкультуры представляют собой специфический способ дифференциации развитых национальных и региональных культур, в которых наряду с основной культурной традицией существует ряд своеобразных культурных образований, отличающихся от господствующей культуры как по форме, так и по содержанию, но в то же время являющихся ее генетическим порождением. Наличие же развитых субкультур и толерантное отношение к ним свидетельствует не только о внутреннем богатстве общества, но и о его способности саморазвития и адаптации к новым условиям.

Г. Киабе объясняет возникновение молодежной субкультуры демографическим взрывом, наблюдавшимся во второй половине ХХ века. Доля молодежи в структуре населения существенно возросла, тогда как инфраструктура не претерпела серьезных изменений. К 60-м годам многие молодые люди столкнулись с тем, что у них нет возможности получить образование, найти работу, достичь высокого социального статуса. В связи с этим, они пришли к выводу, что прежняя система ценностей (культура отцов) не удовлетворяет их потребности, поэтому необходимо создать свою культуру, принципиально отрицающую ныне существующую [3].

Причины довольно широкого распространения в современном обществе молодежной субкультуры:

— в субкультурной общности подросток получает возможность принадлежать к избранной группе сверстников, являющейся для него референтной, возникает объединяющее чувство «мы», что повышает уровень психологической значимости каждого;

— субкультура позволяет молодому человеку лучше почувствовать и проявить свою самостоятель-

ность;

— субкультура помогает освободиться от тягостных переживаний, вызванных конфликтом с миром взрослых, с господствующей в обществе культурой.

В рамках единого пространства молодежной субкультуры можно выделить множество типов субкультур, различающихся по стилю, основным ориентациям и отношению к господствующей культуре.

В психолого-педагогической литературе можно встретить типологию молодежных субкультур:

• романтико-эскапитские субкультуры (хиппи, индеанисты, толкиенисты, с известными оговорками байкеры);

• гедонистическо-развлекательные (мажоры, рейверы, рэперы и т. д.);

• криминальные («гопники», «люберы»);

• анархо-нигилистические (панки, экстремистские субкультуры «левого» и «правого» толка), которые также называют радикально-деструктивными.

Можно также добавить музыкальные (рокеры, фэйверы, рэперы и т. п.) и возникшие во второй половине 90-х гг. XX века и быстро развивающая субкультура той части молодежи, которая употребляет различные ПАВ, очень замкнутую и жестокую, а также активно внедряемую Западом в Россию.

Отношение к ним неоднозначное. В зависимости от направленности они могут быть как дополнением организованных коллективов, так и их антиподами. Члены самодеятельных объединений борются за сохранение окружающей среды от загрязнения и уничтожения, спасают памятники культуры, безвозмездно помогают реставрировать их, заботятся об инвалидах и престарелых людях. Стихийно возникающие молодежные группы именуют то неформалами, то любительскими, то самодеятельными. Во-первых, они все формируются на принципе добровольности и являются организационно самостоятельными; во-вторых, в большинстве своем они заняты каким-то определенным видом деятельности в расчете на реальную отдачу. Поэтому употреблявшийся первоначально термин «неформалы» является не совсем точным и может быть использован только лишь относительно таких групп и объединений, как «хиппи», «панки», «металлисты» и другие группировки. Им характерен, чаще всего, спонтанный, неорганизованный, нестабильных характер.

З. В. Сикевич считает, что приверженность молодых людей к определенной субкультуре может быть связана со следующими позициями [4]:

• способ времяпрепровождения (музыкальные и спортивные фанаты); социальная позиция (экологокультурные движения);

• образ жизни (хиппи, религиозные братства);

• альтернативное творчество (официально не признанные музыканты, писатели, художники) [4].

Наиболее адекватная классификация молодежных субкультур современной России предложена С. А. Сергеевым [5]. Он выделяет следующие: романтико-экапистские субкультуры (хиппи, индеанисты, толкинисты, с известными оговорками байкеры);

• гедонистическо-развлекательные (рейверы, рэперы, роллеры и т. д.); криминальные (гопники, люберы);

• анархо-нигилистические или радикально-деструктивные (панки, экстремистские политизированные субкультуры правого и левого толков).

Следует отметить, что отечественные молодежные субкультуры в своем развитии заимствовали черты западных культурных традиций.

Молодежные субкультуры представляют собой явление, не сводимое исключительно к особенностям возрастной психологии. Их возникновение связано с целым рядом объективных причин и обусловлено как характером культуры и социальных взаимодействий современного общества, так и принципиальным изменением в его рамках места и роли молодежи.

Говоря о неформальных молодежных группах и их взаимной связи с государственными и общественными институтами, необходимо отметить три ситуации по их значимости:

1. Сотрудничество;

2. Оппонирование и критика;

3. Оппозиция и борьба.

Все эти три функции органически взаимосвязаны и не могут быть искусственно отменены. Многие отечественные молодежные субкультуры представляют собой органические, а не заимствованные культурные комплексы. Их особенность состоит в том, что большинство из них ориентированы на проведение досуга, поэтому на сегодняшний день можно констатировать тот факт, что досуговая деятельность становится определяющим фактором формирования молодежных субкультур.

Молодежные субкультуры в современной России все более носят контркультурный характер. Однако в кризисные, переходные периоды социального развития распространение контркультур порождает зачастую крайне опасные и деструктивные эффекты.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Молодежная культура: Молодежь и проблемы современной художественной культуры. Л. 1990. С. 8-9.

2. Щепанская Т. Б. Субкультуры // Современный городской фольклор. М. 2003. С. 56-58.

3. Киабе Г. С. Понятие энтелехии и история культуры // Вопросы философии. 1993. № 5. С. 64-75.

4. Сикевич З. В. Молодежная культура: «за» и «против». Заметки социолога. Л. 1990. С. 8.

5. Сергеев С. А. К вопросу о классификациях и некоторых особенностях молодежных субкультур России // Социальное знание: формации и интерпретация. Казань, 1996. С. 50.

Н. В. Аверина, В. В. Попов

ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ: АЛЬТЕРНАТИВНОСТЬ И ФАКТОР ТЕМПОРАЛЬНОСТИ*

Моделирование социальных процессов по отношению к выбранной шкале времени происходит не только с учётом того исторического опыта и исторического знания, которым располагает учёный-исследователь. Следует учитывать те особенности социального моделирования, которые связаны с использованием в нём не просто фактора времени, а тех темпоральных характеристик, которые способны представить адекватные темпоральные структуры для конструирования социальных процессов. Отметим, что в рамках цивилизационных, формационных и иных подходов к моделированию социального развития вполне естественным выглядит стремление учёных представить подобные подходы в русле различных темпоральных концепций, которые, на наш взгляд, в большей степени отражали не структуру социальных процессов, а касались более глобальных проблем, связанных с идеями относительно сущности и направленности социального процесса.

Фактически дискурс касался того, что подобное социальное моделирование реально связывалось с идеей представления механизма прогрессивного развития человечества и, соответственно, установления тех способов трансформаций социума, которые позволяли осуществить подобный тип развития. Однако, в этой ситуации, возникает целый ряд вопросов концептуального характера, которые нуждаются в прояснении для того, чтобы связать воедино в определённую целостную картину соотношение концептуально-семантических и содержательных моментов относительно используемой темпоральной концепции.

Дело в том, что, в данном случае, моделирование социальных процессов будет осуществляться не просто в рамках выбранной локальной темпоральной концепции, а с учётом вполне оп-

* Исследование, в рамках которого написана данная статья, выполнено при финансовой поддержке Аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» (2009-2011) Министерства образования и науки Российской Федерации. Проект РНП.2.1.3.9223 «Методологические и логико-семантические основы исследования социального противоречия и переходных периодов развития современного российского общества». Научный руководитель проекта — доктор философских наук, профессор В. В. Попов.