История субкультуры панков

Punk — так раньше называли на уличном жаргоне проституток. В Америке в начале ХХ века его относят уже к заключённым — «шестеркам». Позже слово вошло в основной лексикон и сегодня употребляется в значении «грязь», «гнилье», «отбросы». Панк появился в США в 1964 году, где под влиянием Beatles и Rolling Stones возникло огромное количество местных ансамблей. Значение этого события трудно переоценить — впервые с конца

50-х годов у американской молодежи появилась «своя» музыка.

Идеология панков

Идеология панков — философия «потерянного поколения»: изменить мир к лучшему нельзя, жизнь потеряла смысл, будущего нет. Поэтому плюй на все и на себя, делай то, что хочется сейчас.

Вели себя панки бесподобно: хулиганили в кинотеатрах, вызывающе держались по отношению к полицейским и задирали прохожих. Так они выражали свой протест миру. Во время выступлений панки бесились, могли спокойно снять штаны, расцарапать себе грудь до крови, плюнуть в публику.

Многие люди думают, а может, даже и не задумываются о том, что это за люди. Некоторые из тех, кто называет себя панками, постоянно пьют, бурогозят, накуриваются и играют на гитаре или на чём-нибудь другом. Играют в основном для себя и своих друзей. Другие живут идеей антисистемы, причём сами иногда и не подозревают об этом, просто интуитивно чувствуя, что они рождены для противостояния злу в том или ином проявлении. Некоторые считают, что если им плевать на то, что с ними может произойти через полчаса, минуту, секунду, век, год, не важно, то они могут смело назвать себя панками. Если подойти к случайному человеку на улице и спросить, как вы думаете, кто такие панки, то почти 100 процентов ответят — панки — это грязные отбросы общества, которым нет места среди нормальных людей. Так о них думает большая часть населения, которые проживают свою жизнь в поисках места работы и средств поесть и накормить детей, зачастую забывая, что на самом деле об этом слишком много думать просто нельзя. Люди живут в таком ритме и из живых людей превращаются в рабов цивилизации, средства производства и научно-технического прогресса.

Новая идеология панк движения — это жизнь в гармонии со своим внутренним я, непризнание чужих законов, но уважение к ним, ибо это есть плод чьих-то мыслей, изысканий из которых можно для себя почерпнуть что-то позитивное. Жизнь становится яркой лишь тогда когда в ней маленькая постоянная составляющая, а все огромное остальное находится в постоянном динамическом развитии. Почему туристы берут с собой в поход лишь минимум различных, необходимых вещей, а в остальном полагаются на матушку природу? Бесспорно, в жизни должен быть костяк, но он не должен превращаться в догму и обрастать всё новыми правилами игры в кости… В разные времена панки и рок-н-рольщики искали истину через самоотчуждение, через насилие, через отрицания всего того, что было показателем материального состояния. В последнее время всё больше склоняясь к безудержной утопичности всего этого. Постепенно начиная подходить к понятию внутренней и внешней гармонии. Для человека сильного, способного изменить свою жизнь и направить её в нужное русло найти свою внутреннюю гармонию будет конечно легче, чем для того, кто привык смиряться со всем тем, что с ним происходит и плыть по линии наименьшего сопротивления. Жизнь или судьба всё равно будет пытаться вести нас к высокой цели, заложенной в каждом человеке. В панк-сцене было много участников и сторонних наблюдателей, которые так и не заметили какой-либо четкой цели, лежащей в ее основе. Молодые люди традиционно переживают стадию взросления, когда их бунтарство направлено против всего: родителей, школы и власти в целом. Панку был ошибочно прикреплен ярлык подросткового протеста, когда личность в период своего становления старается выделиться среди окружающих. Безусловно, как правило, стиль одежды и музыки, характерный для панка, часто оказывается вызывающим и шокирующим для широкой общественности, но неправильно думать, что панк — это движение, в котором главным является то, как ты выглядишь. Безумное временное бунтарство может быть интересным, но оно не является столь уж эффективным и полезным. Панк, по своей сути, пошел гораздо дальше, чем зацикленность на внешнем облике, но об этом в средствах массовой информации не говорят или представляют это в неверном свете. Недостаточно отличаться внешне от толпы, необходимо делать сознательный акцент на том, чтобы оставаться собой.

Когда люди, которые хотят быть уникальными и непохожими на других, примеряют на себя панк-прикид, им удается лишь выглядеть отличными от нормы. Но это совершенно бессмысленный шаг. Некоторым людям, для того, чтобы стать индивидуальностью и самим собой необходим честный, нередко причиняющий боль взгляд внутрь себя с тем, чтобы ответить себе на нелегкие вопросы: «Кто я? Чего я хочу от жизни? Чего мне следует желать? Что мне следует делать?». В конечном итоге этот процесс, вне всякого сомнения, приведет к тому, что человек откажется от того, чтобы следовать общественным правилам и ожиданиям… Стоит подчеркнуть — для того, чтобы ответить себе на эти вопросы, человек обязательно должен спросить себя и о другом: «Почему я хочу этого? Что стоит за этими желаниями?» Целью этого процесса является самопознание. В этом отношении человек начинает отличаться от других. С осознанием собственного нонконформизма приходит осознание того, что общество устроено не так, чтобы стать цивилизацией личностей. Вместо этого оно создано для того, чтобы удовлетворять запросам несуществующей «нормальной личности» и заставлять других втискиваться в эти рамки, результатом чего является институционализированная дегуманизация».

Бунтарство является одной из неоспоримых черт, характеризующих панк. Бунтарство сокрыто в самом смысле панка, в его музыке и текстах. Тусуется ли молодой человек в этой среде достаточно долго, чтобы сделать для себя важные выводы или нет, но «всякий, кто вовлекается в панк, обычно привлечен той или иной формой бунта. Будь то бунт против родителей, власти или всей системы в целом». Молодые люди «достигают возраста, когда у них что-то щелкает внутри, и они начинают хотеть делать что-то самостоятельно. Ребята сыты по горло условиями, в которых они живут, будь то социальные, музыкальные или какие-либо еще условия». Для тех, кто становится частью движения (а это не обязательно молодые люди), этот начальный протест превращается в силу, побуждающую к образованию и личному развитию.

Самое важное (и, пожалуй, самое радикальное) для панков — это брать на себя ответственность. Прежде всего, это касается их самих, того, как они организуют и проживают свою собственную жизнь, а потом распространяется и на остальных. В чем же заключается эта ответственность?… «Думать головой, относиться к людям с уважением, не оценивать людей по внешним признакам, поддерживать других в борьбе за право быть самими собой, даже способствовать позитивным переменам в мире».

Не все панки пришли к единому мнению о том, как нужно поддерживать других или каким образом можно что-то изменить во внешнем мире к лучшему. Но все согласны, что это необходимо делать. Поскольку панк-движение состоит сегодня в большинстве своем из белых представителей среднего класса и класса служащих не из представителей рабочего класса из бедных районов или представителей меньшинств, важным шагом является отказ от своего привилегированного положения в обществе. «Мы наследники мирового порядка, основанного на господстве белых, патриархате и капитализме. Наша главенствующая позиция в качестве защитников капитализма, — господствующих классов и надсмотрщиков над низшими классами была установлена для нас нашими родителями, нашим воспитанием, нашей культурой, нашей историей, и все же у нас хватило морального чувства, чтобы отказаться от нее. Как панки мы отрицаем унаследованные нами расовое и классовое положение, потому что мы знаем, что это дерьмо». Если панки были рождены в этом мире как сыны и дочери Америки, они предпочли стать сиротами общества.

Что же все-таки такое панк? Следующие три определения панка должны быть упомянуты, так как все они представляют собой значимые мнения, которые, к тому же, верны:

Панк — это молодежное течение. «Я скажу тебе, что такое панк — это кучка молодых людей с забавными прическами, несущих псевдополитическую чушь и исторгающих из себя либеральные философские теории, о которых они почти ничего или совсем ничего не знают». Панк — это внутренний бунт и стремление к переменам.

Панк — это грозный голос сопротивления. «Мы создали свою собственную музыку, свой образ жизни, свое сообщество и свою культуру… Мы создаем движение на основе любви, действуя в надежде на то, что однажды, в конце концов, на Земле будет достигнут мир. Мы можем оступаться, но мы будем продолжать бороться. Свобода — это то, что мы создаем каждый день, и от нас зависит, сбудется ли она». Тогда как второе высказывание выглядит идеалистичным по отношению к первому, первое мнение обычно преподносится прессой. Как будет рассказано далее, это наименее точный, но наиболее популярный образ панка.

История панк-рока

Панк-рок 60-х годов принято называть «гаражным роком». Он появился в США в 1964 году, где под впечатлением Beatles и Rolling Stones возникло огромное количество местных ансамблей. То, что они играли, заметно варьировалось в зависимости от регионов, местных музыкальных традиций, но в осном это была смесь блюзовых, белых народных мотивов с элементами доморощенной музыки скиффл. Значение этого события трудно переоценить — впервые с конца 50-х годов у американской молодежи появилась «своя» музыка. Респектабельные и совершено безобидные пай-мальчики типа Бобби Ви или Пола Анки, которыми фирмы грамзаписи подменили бунтовщиков-рок-н-рольщиков на рубеже 60-х годов, испугавшись, как бы рок-революция не зашла слишком далеко, были немедленно забыты. Они уступили свои позиции кумиров молодежи лихому напору свежей энергии, разбудивших в юных сердцах дух свободы помыслов и действий. Спустя пару лет это мощное всеамериканское движение вошло в рок-музыку под вышеупомянутым названием «гаражного рока». Откуда появилось такое странное название? Все объясняется очень просто: любительские группы репетировали в основном в гаражах — больше им просто некуда было деваться. «Гаражные» панки пели в свое удовольствие, не строили меркантильных планов и были известны только в среде своих родственников, друзей и соседей. Их творческие поиски отвечали на запросы не массовой, а локальной аудитории (школы, колледжа, района). Среди сотен непрофессиональных ансамблей тех лет едва ли наберется два десятка записавших на студии хотя бы одну грампластинку. Но в музыке они нашли самовыражение, почувствовали возможность раскрепоститься от заложенной обществом и родителями закомплексованности, хотя бы ненадолго стать самими собой, и поэтому вкладывали в произведения все накопившееся чувства, всю душу.

Сегодня судить о «гаражном роке» можно только по немногим уцелевшим записям тех лет. Все же эра совершенно игнорируемых шоу-бизнесом панк-групп 60-х годов была непродолжительной. Это объясняется быстрым ростом числа музыкальных групп и расширением границ рок-музыки, переходом к прогрессивному року, а также развернувшимися как раз в тот период поисками новых стилей и направлений, которые были предопределены стремительным прогрессом в области музыкальной и звукозаписывающей техники. К концу 1967 года все панк-группы в США либо распались, либо оказались вовлеченными в прочие музыкальные течения. В дальнейшем, до середины 70-х годов течения, идейно близкого гаражному року, не существовало. Однако стремление играть простую, агрессивную рок-музыку с элементами эпатажа не покидало отдельных представителей молодежной субкультуры, тех, кому самодеятельная бескомпромиссность гаражного рока пришлась по душе. А зерна этого стиля оказались щедро разбросаны по всей Америке. Всходы, правда, появились лишь местами: в Нью-Йорке, Чикаго, Детройте, где во второй половине 60-х годов возникли группы MC5, Velvet Underground и Iggy Pop, the Stooges. Факел, зажженный «гаражниками» и пронесенный сквозь 60-е в 70-е Игги Попом, подхватывают в 1973-1974 годах вполне интеллигентные молодые люди из Нью-Йорка. Они собираются по вечерам в двух клубах — «CBGB» и «Max’s Kansas City». Панк стал реакцией «поколения без будущего» не только на нелегкие условия жизни и невозможность полной реализации духовных сил, но одновременно с этим и потребительско-мещанской сущности на интенсификацию общественно-политических и информационно-технологических процессов. Очень быстро он превратился в протест-форму, подходящую для любых столкновений на любой почве: идеологической, социальной, музыкальной.

Итак, предыстория панк-рока закончилась. 6-го ноября 1975 года началась вторая рок-революция. В этот день в Лондоне в Колледже искусств Святого Мартина состоялось первое публичное выступление ансамбля с вызывающим названием Sex Pistols. Нонконформизм рок-н-ролла давно уже был забыт. Рок-ансамбли увязли в тоннах электроинструментов и другой аппаратуры, их опусы в домашних условиях невозможно было воспроизвести, как когда-то песни Beatles или Rolling Stones. Рок-музыканты 70-х из Yes, Genesis, Deep Purple, Leed Zeppeling, Pink Floyd превратились в бизнесменов и жили в особняках, разъезжали в лимузинах под охраной телохранителей. У них уже не осталось точек соприкосновения с молодежью, 12-минутные гитарные соло или диско-танцы под фонограмму не имели никакого отношения к уличным подросткам или молодым безработным. Поэтому-то панк и предложил создать свой собственный альтернативный мир рок-музыки, который не требует десятков тысяч долларов на покупку дорогостоящей аппаратуры, не нуждается в контрактах с солидными звукозаписывающими компаниями, не заинтересован в продаже пластинок миллионными тиражами. Все, что требуется этой самодеятельности, — пара дешевых гитар да ударная установка: каждый, обладающий минимальными музыкальными способностями (хотя и это необязательно), может организовать ансамбль под крышей собственного дома.

Вехой в становлении британского панк-рока стал фестиваль, прошедший 20/21 сентября 1976 года в лондонском клубе «100». К этому времени лидер Sex Pistols Джонни Лайдон уже взял себе псевдоним Джонни Роттен (англ. Rotten — прогнивший) и превратился во «врага общественности номер 1», став одновременно лидером «потерянного поколения». Лучшие примеры деловой активности в панк-движении видны при взгляде на его музыкальную сторону. Панк-рок отличается от стандартного рок’ н’ ролла не только звуком, содержанием песен и стилем исполнения, но также тем, как группы ведут свои дела и общаются с публикой. В панк-движении не существует культа «рок-звезд», и группы, желающие получать большие суммы денег за свои концерты и записи, постоянно критикуются и изобличаются. Такая позиция восходит к появлению панка, когда движение было малочисленно, и мысль заработать много денег на музыке казалась нелепой, несбыточной мечтой. Члены групп не отличались от публики ни убеждениями, ни, зачастую, мастерством. Панк-рок группы «подталкивали других людей к созданию своих собственных групп — это было попыткой разрушить традиционный барьер между исполнителем и публикой. Любой мог быть звездой, и никто ею не был!». Все, что нужно было для создания панк-группы — это аппаратура и желание.

Панк-команды традиционно помогают друг другу устраивать концерты в других городах, организовывать туры, выпускать записи и т. д. Здесь фактически не существует конкуренции, за исключением некоторых групп, которые регулярно «продаются», чтобы получить больше денег и привлечь больше публики. Панк-группы стремятся играть концерты только друг с другом, потому что имеют сходные представления о сотрудничестве и не стремятся к конкуренции, что так распространено в музыкальном бизнесе. Голландская панк-группа The Ex дает описание одного из своих обычных концертов, где нет заморочек по поводу «главных» и «разогревающих» команд, потому что каждая группа одинаково важна. Все приходят на помощь друг другу, если нужно одолжить аппаратуру, и честно распределяют деньги. Все это звучит очень просто и естественно, но в рок-культуре такая позиция кажется чем-то из ряда вон выходящим. Вот почему панки недолюбливают рок-звезд, особенно «альтернативных». Такие альтернативные рок-звезды — это группы или члены групп, у которых когда-то были идеи, близкие к панку или которые сами были панками. Их преступление обычно заключается в переходе с маленького независимого лейбла на крупную корпоративную звукозаписывающую компанию (CBS. EMI. Epic и т. д.), чтобы получить больше денег и фэнов. Многие из этих групп думают, что цель (привлечение большей аудитории) оправдывает средства (превращение в часть мэйджор-лейбла). Эта мысль часто отвергается и осуждается в панк движении.

Поведение панков

Отличить панка от обычного человека довольно легко. Панк: слушает панк-музыку: Sex Pistols, Exploited, NOFX, Offspring, Iggy Pop, «Король и Шут», «Наив» и пр. Все это можно раздобыть практически в любом музыкальном магазине; по-особому выглядит: кожаная «косуха», джинсы (панки их подворачивают), ботинки «Dr. Martens», в ухе серьга; носит ирокез. Для этого нужно иметь более-менее густую шевелюру. Истинные панки выбривают голову наголо, оставляя вдоль черепа «полоску» для ирокеза. На эту «полоску» наносят пенку для волос, разделяют на пряди, начесывают каждую, а потом фиксируют эти «вавилоны» лаком сильной фиксации.

Одежда панков

Потерянное поколение не может выглядеть так же, как «все нормальные люди». Панки выглядят вызывающе — настолько, чтобы окружающие шарахались от них. Этого можно достичь подбором цветов, использовав сочетание сиреневого и зеленого, красного и черного и так далее. Разорванная одежда, булавки и ошейники для собак довершают начатое, придавая панкам вполне законченный вид. Терять им после этого становится уже нечего. Основой для панковской одежды могут быть следующие вещи:

Внешность 80-х годов:

— Ремни и ошейники

— Высокие ботинки

Внешность 70-х годов

Балахоны и майки без рукавов — они состоят из двух кусков ткани черного цвета, скрепленных несколькими нитками, шнурками и булавками. Рисунок выполняется заметными цветами и изображает любимую группу или самих панков, и выглядит вызывающе. «Я не против общества, только против тебя» — вот что это значит на языке одежды. Так надо! Выглядеть так — значит, быть свободным. И даже если вы не видите такую одежду на улицах, вы всегда можете встретить ее на концертах, когда играют группы, которые панкам нравятся. Как поется в известной песне, «Where are all the adventures gone?» — где же все приключения? Что может быть лучше, чем пить пиво, танцевать и хорошо проводить время! Балахон хорошо смотрится с черной кожаной курткой и высокими ботинками — капюшон носится навыпуск, да и края балахона обычно видны из-под нее. Балахон — длинная одежда, поэтому подтяжки вместе с ним обычно не носят. В семидесятые годы панки раскрашивали свою одежду самостоятельно, используя баллончики с краской. Сегодня носят балахоны и майки с готовыми рисунками.

Рваные джинсы

Панк должен выглядеть вызывающе, поэтому рваные джинсы ему вполне подходят. Джинсовая ткань обладает свойством не распускаться, как обычная, а оставаться прочной, так как волокна в ней переплетаются под углом, и все нитки остаются на своих местах. Несколько ниток можно вытянуть, некоторые оставить — и ветер не дует, и солнышко не жарит. Красота!

Затем добавляются заклепки, навешиваются закрытые булавки и несколько цепочек — простор для творчества. День или два, и одежда панка готова. Можно пройтись по джинсам краской из баллончика. Краску подбирают как можно более яркую — зеленую, оранжевую и т. п. Конечная цель — добиться внешности, увидев которую добропорядочные мамаши начинают объяснять своим сынкам, что им можно и нельзя — «а не то станете такими же». Им нельзя, зато вам все можно. Панки любят:

Кожаные куртки

Куртка «biker jacket» из черной кожи или ее заменителя, со множеством застежек-«молний» наискосок, отворотами и поясом, использовалась рокерами с незапамятных времен. Панки добавляют к ней заклепки и надевают браслеты и ошейники с блестящими шипами. Такая куртка может закрыть и от ветра и дождя. Да и от окружающих такие шипы неплохо защищают.

Косуха выглядит так ужасно только снаружи. Изнутри она совершенно другая. Выбирая такую куртку, надо обратить внимание на подкладку. Если ее нет, в куртке будет холодно. А если есть — в такой куртке можно спать где-нибудь на скамеечке в парке, натянув ее на голову. Очень удобно!

К этой куртке полагаются высокие черные ботинки и джинсы, резать ее или прокалывать булавками не надо. Шипы и заклепки — вот что должно быть на ней. Часто на куртку наносят рисунки яркой краской. Вместе с косухой панки носят балахоны — тоже с рисунками.

Лоскутные куртки

Лоскутные куртки — настоящая панковская одежда, лучшая во всех отношениях. Эти куртки никогда не будут новыми, они выглядят вызывающе, их нельзя купить в магазине — «scrappy jacket» можно только сделать самостоятельно, сшив из лоскутов. Как правило, такие куртки пробиваются заклепками и снабжаются булавками и нашивками — чтобы страшнее было.

Кеды и полуботинки

Кеды как часть панковской внешности впервые появились на обложке пластинки группы Ramones, позаимствовавшей их у латиноамериканской шпаны. Панкам нравится эта обувь, и они носят ее так же часто, как и высокие ботинки. Кеды сшиты из двух частей, так что если они промокают, их легко высушить. Сейчас можно встретить обувь, сшитую так же, как и кеды — из двух боковин, с прочным носком и пластиковой (то есть уже не резиновой) подошвой. Она тоже подходит.

По кедам можно пройтись краской из баллончика. Разрисовывать их не имеет смысла — пыль все равно закроет все надписи. Навешивать на них булавки тоже не надо.