МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

В наше время существует огромное множество молодежных неформальных движений, субкультур. Почему и для чего они возникают? По каким причинам часть молодежи и подростков примыкает к ним? Именно эти вопросы, а также – их актуальность и побудили нас к данному исследованию.

Прежде всего, уточним, что же следует понимать под словом «субкультура». Как правило, так называют часть целостной культуры общества, отличающуюся от основной (доминирующей в данное время и в данном месте) культуры своей системой ценностей, установок, способами поведения и жизненным стилем, часто — языком, одеждой, ритуалами и некоторыми другими аспектами. Это – некая социальная общность, группа, которая в большей или меньшей степени обособлена — как пространственно, так и социально – от социума в целом. В то же время надо подчеркнуть тот факт, что хотя субкультура и обособляется от господствующей культуры, но, одновременно, связана с ней, более того – ею во многом и порождается (какое время, такие и субкультуры). Также следует сказать, что субкультуры принято различать по тем основам, на которых они формируются: например, национальная, демографическая, профессиональная, основа и так далее.

Представителей различных субкультур часто называют «неформалами». В этом понятии подчеркивается отличие данных людей от общей социальной массы, их яркость, необычность, незаурядность. За принадлежностью к сообществу неформалов, за принадлежностью к той или иной субкультуре, как правило, стоит психологическая подоплека: стремление к самовыражению, демонстрации своей индивидуальности, внутреннего мира, а также – некий вызов повседневной рутинности, однообразию, серости. Кроме того, представители субкультур часто стремятся за счет ухода в «неформальный» мир решить ряд социальных противоречий, назревших в данное время.

Продемонстрируем сказанное выше некоторыми примерами.

Одной из первых музыкально-молодѐжных субкультур современности, которая на сегодня имеет многолетние традиции, являются хиппи — молодежное движение пацифистов и поклонников рок-музыки. Эта организация (а хиппи объединяются в Систему) отличается своими устоявшимися правилами поведения и собственной философией (которая, кстати, довольно значительно повлияла на взгляды и жизненный выбор молодого поколения 1960-80-х годов).

Основная идея хиппи: человек непременно должен быть свободен, и прежде всего это – внутренняя свобода и независимость от социальных условностей. Развивая данную идею, они утверждают и свободу в любви (по их мысли, такая свобода служит задаче объединения людей всего мира). Также хиппи проповедуют ненасилие и пацифизм (в частности, выступают против службы в армии). Им присущи романтизм, вера в некую высшую реальность (утверждается, что приобщиться к ней возможно через изменение своего сознания с помощью искусства), большой интерес к творческой деятельности и различным религиям и философским системам (в частности – восточным), ко всему креативному, яркому и оригинальному. Стремление к свободе и естественности выражается, в частности, в бытовой непритязательности хиппи, их умении переносить невзгоды и необустроенность жизни, в желании не изменять того, что происходит естественным образом (отсюда – и отказ стричь волосы), во многом фактически бездействовать.

Во многом движение хиппи можно рассматривать как ответ на социальные и политические проблемы породившего их времени: гонку вооружений и военные конфликты (не даром их наиболее известный лозунг звучит так: «Занимайтесь любовью, а не войной!»), засилье идеологии (особенно – в СССР), пуританскую мораль.

Надо отметить, что многое из мировоззрения и имиджа хиппи (в частности, мода на длинные волосы) перешло в другие субкультуры.

Еще одна оригинальная субкультура появилась в 1970-е годы. Ее вдохновляющей силой стала музыка в

стиле металл, а потому и сама субкультура получила название «металлисты». Она довольно широко распространилась в странах Северной Европы, в США, в тогдашнем СССР и т. д. Основным отличием данной субкультуры является то, что она не имеет оригинальной и вообще четко выраженной идеологии, а сосредоточена вокруг музыки в стиле «тяжелый метал».

Если все-таки говорить о взглядах металлистов, то надо отметить здесь культ независимости, внутренней силы и уверенности в себе; идеалом является сильная личность. Можно сделать вывод о том, что и в обществе того времени данный идеал постепенно становится все более популярным. Кроме того, субкультура металлистов во многом является формой молодѐжного протеста, попыткой выхода из серой, будничной реальности, попыткой раскрепощения и применения интеллектуальных и творческих сил (недаром в ряде научных исследований утверждается, что интеллектуальный и творческий уровень металлистов, как правило, довольно высок).

Надо упомянуть здесь и психотерапевтический аспект данной субкультуры. Психологи выяснили, что тяжѐлая агрессивная музыка, которую слушают металлисты, во многом помогает им не копить в себе, а выплескивать негативные эмоции, избавляться от агрессии и депрессивного настроения. Иначе говоря, металлисты нашли для себя средство от стрессов, которыми буквальна переполнена жизнь современного человека.

Наконец, техногенную цивилизацию также можно назвать одной из основ возникновения данной субкультуры. Дело в том, что одежда и аксессуары металлистов во многом пересекаются с байкерскими. Так, и у байкеров, и у металлистов основным атрибутом стиля является кожаная куртка-косуха. В костюм металлистов входят и краги — мотоциклетные кожаные перчатки без пальцев. Кожаные браслеты-напульсники с шипами и заклѐпками, такие же проклѐпанные ремни, цепи – все это также является частью атрибутики металлистов. Хотя металлисты и байкеры – это различные субкультуры, но, в то же время, многие байкеры являются металлистами и наоборот.

В конце 1960-х-начале 1970-х годов в таких странах, как Великобритания, Канада, Австралия возникла молодежная субкультура, называемая панки (в переводе – «дрянной», «нехороший»). Она тоже явилась порождением социальных и политических проблем общества, а ее характерными особенностями являются критическое отношение к обществу и политике. У панков часто наблюдается ярко выраженная аполитичность, или политический негативизм; один из их девизов — идеализированная анархия.

В идеологии данной субкультуры отмечаются: стремление к свободе и полной независимости личности (крайняя степень индивидуализма), нонконформизм, противостояние авторитарности, милитаризму, национализму, капитализму и т. д. Основные принципы панков таковы: «полагаться только на самого себя» «не продаваться», «действуй напрямик».

Это движение тесно связано с таким музыкальным направлением, как панк-рок, во многом придерживается эпатажного стиля (окраска волос в неестественно яркие цвета, причѐска «ирокез», татуировки, рваные джинсы, изображения черепов на одежде). Таким образом, эту субкультуру во многом можно рассматривать как ответ на вызовы агрессивного и тоталитарного общества.

Таким образом, рассмотрев отдельные примеры субкультур и их идеологии, мы можем говорить о том, что именно молодежь является наиболее чуткой и восприимчивой к тенденциям и противоречиям общественного развития социальной группой. В связи с этим она раньше любых других групп откликается на все то новое, что возникает в социальной, политической и культурной жизни, в сфере досуга, философии, музыки и т. д. – независимо от того, позитивными или же негативными будут эти новшества.

Кроме того, молодежь не может довольствоваться уже давно существующими и общепринятыми идеями, нормами, развлечениями. Она ощущает потребность в творчестве, изменениях, личностном самопознании и самоутверждении. Следовательно, молодое поколение изобретает нечто свое, нередко – идущее вразрез с общепринятым, устоявшимся, то есть выходит за рамки обыкновенного.

Находя себе подобных, молодые люди стремятся к объединению в самые разные, отвечающие их интересам и потребностям группы, движения, формируя в них коллективное сознание и общие понятия о социально-культурных ценностях. В итоге данных процессов и появляются молодежные субкультуры.

Входя в ту или иную субкультуру, человек как бы становится с ней единым целым: принимает ее мировоззрение, ценности, порядки, законы и прочее. В результате он и сам во многом меняется. Хотя часто встречаются и такие ситуации, когда принадлежность к субкультуре – лишь поверхностная: привлекают только внешние проявления субкультуры. В этом случае человек может часто менять свою принадлежность к тем или иным субкультурам, не вникая особенно в их духовную суть.

Все это еще не составляет особой проблемы. Последняя возникает, если неокрепшая личность входит в одну из субкультур, которые являются опасными даже для взрослых. Опасности, как известно, могут быть разными. Часть субкультур связана с наркотиками, часть проповедует культ смерти, националистические и расистские идеи и т. д. особенно опасны криминальные субкультуры. В то же время обидно и несправедливо, если у части людей по недостатку знания о конкретных субкультурах ко всем ним формируется резко отрицательное отношение. Возможно, здесь играет свою негативную роль и обычный страх перед чем-то непонятным и необычным. Выход один: как можно лучше информировать общество о существующих в мире субкультурах и их сущности. Именно это во многом может предупредить попадание подростков и молодых людей в деструктивные группы – с одной стороны, а с другой – может дать истинное представление о многообразии, самобытности и актуальности субкультур в целом.