Детская субкультура

ДЕТСКАЯ СУБКУЛЬТУРА, относительно автономная и самобытная подсистема культуры, носителями которой являются дети. Термин «детская субкультура» вошёл в научный обиход в 1970-80-е годы. До этого работы, относящиеся к проблематике детской субкультуры, развивались в русле этнографии детства (М. Мид), изучения детского фольклора (Г. С. Виноградов) и детских традиций (А. Опи и П. Опи).

Носителем детской субкультуры является особая социальная группа — дети примерно от 5 лет (начало участия в групповых играх «с правилами» и регуляцией игровых взаимоотношений с помощью текстов детского фольклора: считалок, игровых припевок и т. п.) до 12-13 лет, когда в результате изменений личности, связанных с подростковым возрастом, из детского репертуара уходят основные формы традиционного для детской субкультуры поведения и мировоззрения, сменяясь формами, характерными для подростковой и молодёжной субкультуры. Период расцвета детской субкультуры приходится на возраст 7-11 лет и связан с новыми социально-психологическими потребностями ребёнка: резким расширением круга общения ребёнка с другими детьми, необходимостью самостоятельно устанавливать отношения с «чужими» взрослыми (учителями, продавцами, прохожими и т. д.), а также с активным освоением территории вне дома.

Реклама

Традиции детской субкультуры передаются от поколения к поколению детей, чему способствует разница в возрасте в 1-3 года участников игровых детских групп, складывающихся в основном вне дома: в городском дворе, на игровой площадке сквера, в летнем лагере и т. п. Такие группы выступают основными носителями и проводниками детской субкультуры; важнейшим фактором социализации ребёнка в среде сверстников и развития навыков партнёрства является групповая игра. Иногда в передаче традиции могут участвовать взрослые (например, когда рассказывают о собственном детстве), но многие аспекты детской субкультуры являются преследуемыми со стороны взрослых или потаёнными от них (дразнение, рассказывание страшных историй, испытания храбрости, традиционные шалости). Несмотря на быструю смену поколений детей, устный способ передачи традиции и давление со стороны взрослых, традиции детской субкультуры и тексты детского фольклора отличаются устойчивостью, иногда сохраняясь столетиями в системах национальных культур.

В отличие от культуры взрослых, детская субкультура слабо воплощена в материальной среде, созданные детьми предметы (смотри Детское творчество) недолговечны (куличики и замки из песка, домики из одеял, «штабы» из картона, веток и досок, «классики», нарисованные на асфальте, ит. п.). Детская субкультура осваивает окружающий мир посредством таких традиционных практик, как походы для исследования территории, посещения «страшных» мест, устройство «тайников» (как способ «застолбить» освоенную местность), добыча «полезных ископаемых» на свалке и т. п. Наиболее обширной и проработанной сферой детской субкультуры является передача коммуникативного опыта в виде текстов детского фольклора (дразнилок и отговорок, страшилок, загадок и т. п.) и моделей поведения, усваиваемых при непосредственном общении. Для различных коммуникативных ситуаций, моделируемых в детской субкультуре, характерна устойчивая триада ролей — «агрессор», «потенциальная жертва», «наблюдатели». Образцы «правильного» словесного поведения в той или иной «трудной» ситуации представлены в детской субкультуре в виде текстов детского фольклора (обычно рифмованных). В детской субкультуре широко распространены ритуалы: нападения и защиты, примирения, справедливого дележа благ и др. Детская магия включает в себя ритуалы общения с магическими сущностями (гномики, Пиковая дама и т. п.), а также различного гадания и «заговаривания». Особую тему составляют смеховые традиции детской субкультуры, воплощённые в шутках, анекдотах и пародиях. В пределах детской субкультуры всегда соприсутствуют «девчоночья» и «мальчишечья» традиции.

В современном мире детская субкультура имеет тенденцию деградировать в крупных городах из-за того, что дети мало общаются со сверстниками, не имеют места и времени для свободных игр вне дома. Это приводит к различным сбоям в социализации детей, дефициту навыков конструктивного взаимодействия с окружающим миром.