«Стимпанк как субкультура»

Таким образом, моя работа делится на две части – теоретическую и практическую. В теоретической части я составлю текст о стимпанке, который соберёт вместе фрагменты информации, разбросанной по интернету, и по его итогам сделаю заключение о том, является ли стимпанк субкультурой. Практическую часть будет составлять опрос, целью которого является выяснить отношение людей к стимпанку, и его итоги. Кроме того, я рассмотрю вопрос использования произведений о стимпанке в процессе обучения .

При выполнении работы я буду использовать найденные мною статьи на русском языке, но, к сожалению, ни одна из них не раскрывает всего вопроса полностью. К примеру, в статье из журнала «Мир Фантастики», которая называется «Очарованные паром», упор делается на реальную историю, связанную со стимпанком, а также на классификацию этого направления, но никакой иной информации не дано. Полноценных исследований, посвященных стимпанку, на данный момент не существует. Для своей работы я переведу материалы с английского языка, в качестве приложения, для того чтобы можно было увидеть точку зрения иностранных поклонников стимпанка. Наиболее содержательные и интересные фрагменты английских статей я оформлю в качестве приложения к данной работе.

1 глава

Стимпанк, так же известный как паропанк, – один из видов фантастики, основным отличительным знаком которого являются паровые механизмы различной степени сложности. Действие произведений этого жанра обычно происходит во второй половине 19 века в Англии или, реже, в Америке, или же в другой схожей обстановке. Пейзаж часто составляют фабрики и грязные городские кварталы, угольные шахты, многочисленные вокзалы, бесконечные железнодорожные пути и туннели. Повсюду копоть и дым, рабочие, кашляя, добывают себе копейки на хлеб, подворотни наполнены грязными уличными мальчишками, бандиты и разбойники поджидают на каждой дороге, а в подвалах трудятся нелегальные врачи с крайне необычными методами лечения. Вторую половину представителей этого жанра составляют леди в викторианских платьях, богатые джентльмены-изобретатели, склонные к романтике приключений, и, конечно же, странные и даже полубезумные учёные-алхимики.

Название этого направления произошло от двух английских слов: steam – пар и punk – бунтарь, или же альтернатива, в зависимости от трактовки. Первая используется, когда суть произведения составляет борьба низших слоёв общества за существование в трущобах или же их бунты; вторая применяется, если главная цель — показать альтернативную версию истории, например: пираты всё так же бороздят море, но не на обыкновенных деревянных посудинах, а на высокотехнологичных, сверхбыстрых металлических пароходах, напичканных самым разнообразным оружием.

Впервые стимпанк был назван стимпанком на страницах журнала «Locus» в 1987 году во время дружеской дискуссии двух писателей Джеймса Блэйлока и Кевина Джетера. Изначально это была лишь пародия на слово киберпанк, так как в первых стимпанковских произведениях смысл был в перенесения киберпанковской антиутопии в иной антураж. Позже в это удачно вклинился дух романтизма, ярко выраженный в захватывающих приключенческих историях. Считается, что большое влияние на стимпанк оказывает научно-фантастическая литература 19 века, главным образом работы Жюля Верна, Герберта Уэллса, Марка Твена и Мэри Шелли.

«Стимпанк появился не на пустом месте. «Дедушкой» жанра именуют Жюля Верна, чьи «20 тысяч лье под водой», «Робур-завоеватель», «Паровой дом» оказали серьезное влияние на стилистику и антураж современных авторов. Равно как и книги других знаменитых писателей викторианской эпохи — Герберта Уэллса, Марка Твена, Эдгара По, Артура Конан Дойля. Именно поэтому западные критики относят избранное творчество этих авторов к «классическому» стимпанку». 2

Стимпанк по обыкновению делится на альтернативно-исторический и фэнтези-стимпанк. Первый чаще всего стилизуется под 19 – 20 века и его представляют либо реальные исторические личности, либо популярные литературные персонажи той эпохи. Среди них особенно распространены герои Англии правления королевы Виктории(1837 – 1901) или короля Эдуарда (1901 – 1910).

Хотя первым произведением настоящего стимпанка (не пародии на киберпанк) является роман Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга «Машина различий» (1992), настоящим образцом истинного стимпанка считаются комиксы «Лига выдающихся джентльменов» Алана Мура и КевинаО’Нила и их экранизированная версия. В них описывается альтернативная Англия 1898 года, в которой знаменитые герои классических литературных произведений вроде Человека-невидимки и следопыта Алана Куотермейна противостоят традиционным злодеям вроде профессора Мориарти, который перешел в комикс из произведений сэра Артура Конан Дойла о Шерлоке Холмсе. Есть и иная вариация на тему стимпанка – Дикий Запад и его покорение. Примером является сериал и фильм «Дикий Дикий Уэст» о стрелке Джиме Уэсте и учёном Артемиусе Гордоне, которые разбираются с плохими парнями по просьбе президента. Однако вестерны в сочетании со стимпанком менее популярны, чем викторианский стиль.

Второй крупный вид стимпанка – фэнтези-стимпанк – предполагает, как можно догадаться из названия, помещение технологий стимпанка в классическое фэнтези с магами и гномами. 3 Бывает, что сюжет подобных произведений строится на конкуренции магии и науки, борьбе учёных и магов за влияние и авторитет или же, в противовес этому, слияние их в одно целое – алхимию. Так или иначе, данные факты никак не мешают захватывающим приключениям происходить, а необычным ситуациям случаться. Хотя фэнтези-стимпанк не так знаменит, как традиционный, он также представлен некоторым количеством довольно известных произведений, такими как компьютерные игры «Арканум», серия «Thief» и «Fable 3», фильмы «Ван Хельсинг» и «Эдвард Руки-Ножницы», романы «Элайзабел Крэй и Темное Братство» Криса Вудинга, «Вокзал Потерянных Снов» и другие романы Чайны Мьевиля о мире Бас-Лаг, некоторые аниме Хаяо Миядзаки.

Помимо этих вариантов от стимпанка разошлось большое количество жанров и поджанров, не все из которых способны делить вселенную со своим прародителем.

Теслапанк, например, добавляет в обычный стимпанк электричество и технологии в стиле Николы Тесла, но не встречается в чистом виде. К нему относится «Изобретая все на свете» Саманты Хант.

В некоторых произведениях стимпанк эволюционирует в клокворкпанк, где сложные современные приборы вроде компьютера, телевизора и принтера работают благодаря шестерёнкам, пружинам и прочим подобным механизмам. К этому направлению относится, например, цикл романов «Мэтью Корбетт» Роберта Маккаммона.

Также широко распространён сейлпанк: это самолёты и летающие корабли, парящие в облаках остова и архипелаги, отважные пираты, свобода в небе и захватывающие битвы в воздухе и на воде. На данный момент маленькая шведская студия ThatBrain разрабатывает компьютерную игру «Двадцать тысяч лье среди облаков».

Согласно статье человека под ником Booo «Что такое стимпанк?», таймпанк – это вид стимпанка, в котором на основе паровых технологий была построена машина времени. Тем не менее, в журнале «Мир Фантастики» таймпанк характеризуется, как обозначение любых альтернативно-технологических миров, ориентированных на разные исторические периоды развития цивилизации, причём вовсе не обязательно с применением паровых технологий. К примеру, стоунпанк (stonepunk) моделирует мир, стоящий на технологическом уровне каменного века. Самый яркий пример — мультсериал и фильм «Флинтстоуны», пародия на современный американский быт с его переносом в доисторические времена. Движущая сила пара в данном случае заменена движущей силой динозавров.

В сандалпанке (sandalpunk) изображается мир эпохи Античности, где произошел технологический анахронизм — использование невозможных в реальности научных открытий. В итоге возникает будущее, где древнегреческая или древнеримская цивилизации не разрушились, а благополучно существуют и поныне. Так, паровой двигатель, придуманный Героном Александрийским, обрел реальное воплощение, в корне изменив ход истории («Другие песни» поляка Яцека Дукая). Миддлпанк (middlepunk) — все то же самое, но с началом века пара в Средневековье .

Создатели клокпанка (clockpunk) вдохновляются эпохой Возрождения и Барокко. Название происходит от использования часовых механизмов, которые в клокпанке обычно заменяют паровые машины. Например, в романе Поля Макоули «Ангел Паскаля» Леонардо Да Винчи устроил индустриальную революцию на 400 лет раньше положенного срока. Другими примерами клокпанка можно считать некоторые романы из «Плоского мира» Терри Пратчетта, цикл «Эпоха безумия» Грегори Киза, комиксы Нила Геймана «1602».

Чуть в стороне от стимпанка находится ретро-футуризм (retro-futurism) — изображение миров, где по какому-то капризу истории реальная или фантастическая технология прошлого играет доминирующую роль в будущем. В одних мирах технологическое развитие принимает особо гротескный характер. Например, возникают абсолютно безумные, невозможные средства передвижения вроде космических парусников из диснеевского мультфильма «Планета сокровищ» или летающего острова из аниме «Небесный остров Лапута». К ярким образцам ретро-футуризма относятся также цикл Филипа Рива о Живых машинах, роман Теодора Джадсона «Война Фитцпатрика» и комикс Neotopia.

Реальная либо оставшаяся только в проекте техника в ретро-футуристических вселенных может воплотиться в традициях гигантомании. огромные винтовые самолеты, трансконтинентальные дирижабли, гигантские дизельные роботы, чудовищного вида механизмы. Это ответвление ретро-футуризма известно также как дизельпанк (dieselpunk). Термин появился при создании компьютерной РПГ ChildrenoftheSun. Наиболее яркие образцы дизельпанка — аниме «Изгнанник» и фильм «Небесный капитан и Мир Будущего» 4 .

Из-за того, что все эти жанры часто смешивают, возникают проблемы с пониманием постоянных характеристик чистого стимпанка. Их можно свести к следующим пунктам:

-паровые технологии широко распространены почти во всех областях человеческой жизни;

— внешне мир схож с Европой или Америкой XIX — начала XX века;

— механика и паровые аппараты на высшем уровне развития;

— низкий уровень развития электричества: телеграф, простые дуговые лампы;

— оружие времён промышленной революции: револьверы, однозарядные и магазинные винтовки, ранние образцы автоматических винтовок, ранние образцы пулемётов (пулемёт Гатлинга), нарезные артиллерийские орудия;

— холодное оружие: шпаги, сабли, ножи, клинок внутри трости;

— популярно механическое протезирование;

— транспортные средства и летательные аппараты основаны на паровых двигателях;

— мрачная урбанистическая обстановка: фабричные трубы, грязно-серое небо, смог, булыжные мостовые, уличные газовые фонари, магазины, театры, городские трущобы, блошиные рынки, трактиры и лавки черных торговцев;

— викторианские персонажи: безумные учёные и инженеры а-ля Виктор Франкенштейн, преступники-маньяки вроде Джека-Потрошителя и «идейные» преступники (профессор Мориарти), отважные путешественники (Филеас Фогг), детективы разряда Шерлока Холмса, растленные аристократы (Дориан Грей), агенты тайной полиции, шпионы, революционеры, уличные продавцы, пролетарии, капиталисты-промышленники, мелкие служащие и клерки, светские хлыщи, проститутки, добропорядочные семейные граждане (буржуа), мальчишки-беспризорники, первые феминистки — образованные и решительные юные дамы, интересующиеся наукой и стремящиеся к приключениям 5 ;

— секуляризация, вера в прогресс и науку, понятия о чести, внешнее пуританство, мистицизм, сектантство, нигилизм, революционные настроения;

Согласно статье Zet_Centralia «Утопическая антиутопия, или Что такое стимпанк» любителей стимпанка можно узнать по следующим критериям:

— одежда или элементы одежды в викторианском стиле;

— присутствует множество дополнительных деталей, характерных для стиля. Хотя в последнее время многие стимпанкеры стараются отходить от этого, не желая быть «скованными стереотипами». Примеры — украшения в виде шестерёнок и часовых механизмов, перчатки без пальцев, монтажные пояса, цилиндры и гогглы 6 ;

— так как стимпанк — это всё же альтернативная современность, в облике могут присутствовать элементы. весьма диссонирующие с общим «викторианским» настроением: неестественные цвета волос или причёски, пирсинг, татуировки, у женщин также — короткие юбки или брюки. Ну и, конечно, гогглы;

— манера общения может отличаться галантностью и доброжелательностью (несомненно, как мы все понимаем, исключения существуют). Также стимпанкеры могут обращаться друг к другу на английский манер — «мистер», «миссис», «мисс».

О создаваемых стимпанкерами предметах в статье говорится следующее:

— устройство стилизуется под паровое, механическое или какое-либо другое из тех, что могут существовать в альтернативном мире;

— часто присутствует обильный декор — это напоминает о машинах викторианской эпохи, которые воспринимались как роскошь и богато украшались;

— предпочтительные материалы — латунь, бронза, медь, дерево, кожа. Цвета: золотистый (и все оттенки жёлтых металлов), чёрный, тёмно-коричневый, слоновая кость;

— изделия отличаются фундаментальностью и прочностью. Например, вместо того, чтоб стилизовать пластиковую флэшку, стимпанк-мастер предпочитает сделать для неё настоящий металлический корпус;

— изделия, как правило, уникальны и изготавливаются в единственном экземпляре ручным способом 7 .

Таким образом, мы рассмотрели историю и особенности стимпанка. Теперь нам предстоит разобраться в том, можно ли считать стимпанк сформировавшейся субкультурой.

2 глава

Людям настолько понравился стимпанк, что он практически стал отдельной субкультурой. Эстетика стимпанка передалась моде, дизайну, даже музыке. Наибольшую популярность получило стимпанк движение в Японии, стиль этот также называют «нео-викторианством», эстетические принципы викторианской эпохи слились в нём с пристрастием к современным технологиям. Стимпанк-мода — синтез стилистики готов, панков и «индастриал» с некоторыми элементами викторианства. Для женщин это различные корсеты. шляпки, аккуратные сапожки, ленты, жилетки. Для мужчин – выделяющиеся металлические заклёпки на разных предметах одежды, крупные застёжки на ботинках, кожаные рабочие перчатки, цилиндры. Также распространены карманные часы, гогглы, зонты. Современные вещи вроде флэшек, телефонов и даже компьютеров декорируются под наполненные шестерёнками, заклёпками латунные механизмы. «Люди «остимпанкели» всё, от компьютеров, столов, телефонов, часов и гитар до машин, мотоциклов и целых домов. Массивность бронзы и меди, стекло и полированное дерево, резьба и гравировка и детали ради деталей» 8 .

Музыка в стиле стимпанк переносит слушателя в атмосферу конца 19 века. Часто тематику стимпанка используют группы, играющие в жанрах арт-рок, дарк кабаре, дарквэйв и индастриал. Из наиболее популярных групп стоит отметить Steam Powered Giraffe, Abney Park, The Clockwork Dolls, Dr. Steel.

Одной из целей моей работы было определить, является ли на самом деле стимпанк субкультурой. Определение понятия «субкультура» включает следующие признаки 9 :

— наличие своеобразных норм, ценностей, мировосприятия, что часто приводит к нонконформизму, входящих в данную субкультуру;

— специфический стиль жизни и поведения;

— наличие внешней атрибутики, проявляющейся в одежде, украшениях, манерах, жаргоне и т. п.;

— наличие более или менее явного инициативного центра, генерирующего идеи;

Согласно тексту первой главы этого диплома, к основным признакам стимпанка можно отнести следующие:

— тяга стимпанкеров к романтике прошлого;

— стилизация поведения, моды и музыки поклонников под викторианскую эпоху;

— декорирование современных высокотехнологичных приборов под механические;

— альтернативная история развития человечества в тематических произведениях;

— формирование фанатских групп, продвижение ими своего стиля и идей;

Таким образом мы видим, что стимпанк несомненно может считаться субкультурой, так как он обладает всеми признаками, которые включает понятие субкультура: присутствует и собственная мода, и атрибутика, и уникальное сообщество со своими нормами и ценностями жизни.

Другими моими целями было выяснить, откуда возникает заинтересованность людей стимпанком и каково отношение к нему в обыкновенной среде. не связанной с данным направлением. Для этого я поставила задачу провести два опроса среди разных групп людей. Первый — для тех, кто всерьез увлечен стимпанком и вращается в кругах фанатов (опрос проведен на сайте поклонников направления steampunker. ru ), второй — для тех, кто не заинтересован данным направлением, но может иметь некое общее представление о нем.

Почти четверть опрошенных, хотя и имеет четкое представление о стимпанке, не стремится причислять себя к этому сообществу. Остальные согласны с этим определением.

2.Сколько произведений в жанре стимпанк вы хорошо знаете?

14 человек, 28% — 5-15

11 человек, 22% — >15

Половина опрошенных знает стимпанк по совсем небольшому количеству произведений, предпочитая, по всей видимости, внешнюю стимпанк-атмосферу погружению в предмет своего интереса. Вторая половина знает стимпанк по значительно большему количеству произведений, что говорит об их глубокой заинтересованности в направлении .

3.Занимаетесь ли вы каким-либо творчеством на эту тематику?(арт, музыка, литература, костюмы и другой хэндмейд)

Да/Нет/Пытаюсь

Результат:

33 человека, 66% — Да

3 человека, 6% — Нет

14 человек, 28% — Пытаюсь

Абсолютное большинство опрошенных так или иначе занимается творчеством в стиле стимпанк, что показывает их тягу к общему настроению стимпанка, которое они стараются привнести в свою жизнь. Чуть больше четверти не уверено в своих силах, но, тем не менее, тянется к той же атмосфере. Наименьшее число людей не предпринимает никаких попыток в этой области.

4.В нескольких словах, с чего началось ваше увлечение?

Результат:

У абсолютного большинства опрошенных интерес к стимпанку возник благодаря информации из интернета. несколько из них случайно забрели на steampunker. ru, многие просто увидели атмосферные картинки или прочитали статьи и заинтересовались. 4 человека указали причиной своего увлечения чтение книг Жюля Верна, Конан-Дойля и Вестерфельда. Ещё 4 человека указали причиной компьютерные игры и фильмы в стиле стимпанк. Что интересно, несколько человек сослались на уникальные личные причины, такие как работа на заводе в окружении различных механизмов схожих с аналогичными в стимпанке, нахождение старого медного чайника, посещение выставки.

5.Что, по-вашему, главное в стимпанке?

Результат:

Большинство опрошенных указывают самым главным в направлении именно атмосферу стимпанка – эстетику, идею, дух стимпанка. Меньшая часть называет внешнюю, материальную составляющую стимпанка – пар, металл, кожа, дерево. Несколько человек считают главным творчество, на которое вдохновляет людей стимпанк, будь то книги гениев направления или хендмейд фанатов. Судя по этим данным, большинство людей, которые интересуются стимпанком, глубоко погружаются в тему, и главное для них — это внутренняя составляющая стимпанка, его романтика, а не внешние побрякушки.

6.Назовите ваше любимое/любимые произведение/-я в направлении стимпанк .

Результат:

7 опрошенных сообщили об отсутствии любимых произведений в принципе. 9 человек дали такой же ответ, но обосновали его либо слишком большим количеством хороших произведений в направлении, либо поисками такового. Остальные назвали самые различные произведения, анимацию, книги, фильмы, компьютерные игры. Наиболее часто, по два-три раза, повторялись следующие произведения: фильм «Дикий дикий Уэст», «20 000 лье под водой» Жюля Верна, «Вокзал потерянных снов» Чайны Мьевиля, циклы «Герметикон» Вадима Панова и «Лефиафан» Скотта Вестерфельда. Все остальные названные произведения в опросе были уникальны, в результате чего можно с полной уверенностью сказать, что количество разнообразных произведений в стиле, каждое из которых достойно внимания, весьма велико.

Опрос для незаинтересованных людей

Ответило 50 человек.

1.Знаком ли вам термин стимпанк/паропанк?

Да/Нет

42 человек дали положительный ответ.

2.Как часто вы сталкиваетесь с этим направлением?

Часто/Время от времени/Редко/Никогда

Те, кто ответил на первый вопрос положительно (в дальнейшем речь только о них), дали следующие ответы:

Часто – 9

Время от времени – 14

Редко – 14

Никогда – 1

Ни для кого из опрошенных стимпанк не является постоянной частью жизни.

3.Как вы относитесь к стимпанк-сообществу?

Большинство ответили, что относятся к стимпанк-сообществу нормально/нейтрально. Примерно треть опрошенных относятся к этому направлению положительно. Один человек отрицательно.

4.Каковы, по-вашему, отличительные признаки стимпанка?

Викторианская эпоха / Паровые двигатели / Гогглы(очки) / Пираты / Альтернативная история / Дикий Запад /Угнетение пролетариата / Романтизм/ Шумные заводы и клубы дыма / Женщины-авантюристки / Романтика прошлого / Ваш вариант

Больше половины опрошенных назвали отличительными признаками гогглы, костюмы и паровые механизмы. Меньшее количество назвало викторианскую эпоху, альтернативную историю, романтику прошлого. Двое человек назвала пиратов. Один человек назвал угнетение пролетариата. Таким образом, можно сделать вывод, что для большинства тех, кто не вникает в суть стимпанка, его смыслом и главными атрибутами видятся внешние проявления, вроде пара и викторианских костюмов. Однако есть и те, для кого стимпанк, по всей видимости, представляет несколько больший интерес, и для них очевидно, что главное в стимпанке – его внутренняя составляющая, романтика прошло, ощущение альтернативной истории.

5.Перечислите несколько произведений в стилистике стимпанк (литература, кинематограф, комиксы, игры).

Большинство людей затруднились с каким-либо ответом. Остальные ответы были следующими: многие из ответивших назвали произведения Жюля Верна, Уэллса и Хаяо Миядзаки, да и то после некоторых подсказок. Несколько раз была названа игра Bioshock, книга Пехова «Пересмешник», цикл Панова «Герметикон», группы Abney Park и фильм «Ван Хельсинг», серия Филиппа Пулмана, «Вокзал потерянных снов». Некоторые назвали произведения, не связанные со стимпанком. Люди разделились на две группы. Те, кто не смог ответить на вопрос или назвал одного-двух популярный писателей, и те, кто назвал сразу много произведений самых разнообразных авторов.

Проведённые опросы показали, что среди людей, серьёзно увлеченных стимпанком и активно посещающих тематические ресурсы, многие действительно глубоко проникаются атмосферой этого направления, понимают суть стимпанка, знают самые разнообразные произведения, хотя большая их часть хорошо знают стимпанк исключительно благодаря интернету. Однако многие из опрошенных, выбранных из обыкновенной среды. либо вообще не слышали о стимпанке, либо знают только поверхностную информацию и крайне ограниченный набор произведений, причём некоторые люди, которые считают, что знают о стимпанке, часто не правильно толкуют само значение этого слова.