Феномен дошкольного детства и субкультура ребенка-дошкольника

Феномен (термин, в самом общем смысле означающий явление, данное в чувственном созерцании) дошкольного детства определяется учёными с разных точек зрения. Е. М. Рыбинский формулирует его следующим образом: детство – это стадия жизненного цикла человека, когда продолжается развитие организма, его важнейших функций, наиболее активно осуществляется социализация личности, включающая в себя усвоение определенной системы знаний, норм и ценностей, усвоение определенных ролей, позволяющих ребенку формироваться и функционировать в качестве полноценного члена общества.

Д. Б. Эльконин отмечал, что «в период детства ребенок присваивает общество. ». В детстве происходит формирование первичных представлений о природе, самом себе, социуме, правилах поведения и ценностях духовной и материальной культуры. Период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования психических и физических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. В дошкольном детстве формируются не только качества и свойства психики, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и те, которые представляют собой «заделы» на будущее и выражаются в психологических новообразованиях, достигаемых к концу данного возрастного периода. Воспитание и обучение ориентированы на развитие всех психических качеств ребенка, его мировидения и способов миропреобразования.

Субкультура представляет собой часть культуры общества, отличающейся специфическими характеристиками (положительными или отрицательными), системой ценностей, смысложизненных ориентаций, способов поведения. По этим основным показателям можно утверждать, что детство выступает особой субкультурой жизни человека. Детский мир, как и всякая человеческая общность, имеет свою культуру, свои традиции, передающиеся из поколения в поколения детей. Детская субкультура выполняет те же основные функции, что и любая культура взрослых. Каждое новое поколение детей оказывается перед необходимостью освоить и понять мир, в который они пришли, родившись на свет. Внутренняя логика возрастных фаз развития ребенка предопределяет общие принципы этого процесса. Поэтому из поколения в поколение воспроизводятся основные способы и формы решения таких проблем детьми определенных возрастов. Конкретные способы действенного освоения окружающего мира в готовом виде передаются от поколения к поколению детей в рамках традиций детской субкультуры.

Основными формами детской субъкультуры являются:

· традиционные народные игры (хороводы, подвижные игры, военно-спортивные состязания и пр.);

· детский фольклор (считалки, дразнилки, заклички, сказки, страшилки, загадки);

· детский правовой кодекс (знаки собственности, взыскание долгов, мены, право старшинства и опекунское право в разновозрастных группах, право на использование конкретного места);

· детский юмор (потешки, анекдоты, розыгрыши, поддевки);

· детская магия и мифотворчество («колдовство» против везучего, призывание сил природы для исполнения желания, фантастические истории-небылицы);

· детское философствование (вопросы типа «почему», рассуждения о жизни и смерти и пр.);

· детское словотворчество (этимология, языковые перевертыши, неологизмы);

· эстетические представления детей (составление веночков и букетов, рисунки и лепка, «секреты»);

· наделение прозвищами сверстников и взрослых; религиозные представления (детские молитвы, обряды).

Детская субкультура является тем пространством, в котором ребёнок накапливает социальный опыт взаимодействия со сверстниками, вхождения в детское общество, совместного творчества с другими. Вместе с тем, познание мира сверстников, взрослых дает возможность приобщаться к ценностям других людей, осознавать свои предпочтения, интересы, корректировать и формировать собственную систему ценностей, т. е. происходит процесс индивидуализации. Именно в детской среде иногда достаточно жестко с помощью субкультурных средств – детского правового кодекса, детского фольклора, игровых правил – происходит подчинение ребенка групповым нормам и овладение им собственным поведением, формирование его как личности. Кроме того, важнейшую и самую первую личностную категорию – половую принадлежность – ребенок усваивает во многом благодаря другим детям. В детской субкультуре, являющейся неотъемлемой частью общекультурной среды, формируется целостный жизненный опыт ребенка. Приобщаясь к ней, он принимает возрастные нормы поведения в группе сверстников, учится эффективным способам выхода из трудных ситуаций, исследует границы дозволенного, решает свои эмоциональные проблемы, учится влиять на других, познает мир, себя и окружающих. Посредством детской субкультуры удовлетворяются важнейшие социальные потребности ребенка, такие как потребность в изоляции от взрослых, близости с другими людьми за пределами семьи, потребность в самостоятельности и участии в социальных изменениях.

Пространство детской субкультуры создает ребенку «психологическое укрытие», защиту от неблагоприятных воздействий взрослого мира, т. е. выполняет психотерапевтическую функцию, а степень погруженности ребенка в субкультуру – своеобразный показатель его гармоничных отношений с другими людьми. Одна из главных особенностей детской субкультуры заключается в том, что, с одной стороны, в ней мир детства заявляет о своем отличии от мира взрослых, а с другой – детская субкультура – это скрытое, диалогическое обращение к миру взрослых, самобытный способ его освоения и самоутверждения в нем.

Признание значения феномена детства усиливается в XX – начале ХХI века, что характеризуется разноплановыми и многообразными подходами в международном исследовании феномена детства. Положение детей в обществе отражает в целом состояние детства – это совокупность условий, возникающих в обществе для жизни и развития детей, а именно: уровень материального обеспечения их жизни и здоровья, состояние здравоохранения, сложившаяся в стране система общественного образования, воспитательные возможности семьи, государственная и общественная забота о детях (законодательные нормы), а также данные о детской преступности.

Фактические и статистические данные позволяют утверждать о кризисном положении детей в нашем обществе, где обострились все социально-правовые проблемы детства. Социокультурное пространство, в котором живет сегодня российский ребенок искажено и деформировано такими явлениями как – социальное сиротство, экономически низкий прожиточный уровень жизни семьи и другие.

В мировом научном сообществе только обозначены подходы к рассмотрению данного социокультурного феномена в его целостности, существуют единичные работы философов, социологов и педагогов, посвященные современным трансформациям детства: культурная идентификация, ценностно-смысловые отношения, становление «Я концепции», событийность и др.

На современном этапе развития образования в контексте гуманистической модели культуросообразного типа приоритетными ценностями и целями являются: воспитание духовно развитого и свободного человека, способного к культурному творчеству и социальной активности, ответственного за свои деяния перед обществом (Е. В. Бондаревская, Т. И. Власова, М. С. Каган, И. Б. Котова, И. Э.Куликовская, B. C. Мухина, М. В. Осорина, В. А. Петровский, Н. Е.Татаринцева, Д. И. Фельдштейн, P. M. Чумичева, E. H. Шиянов и др.). Идеи свободы, творчества и Детства становятся центральными в теории воспитания. Современная педагогическая наука интегрирует достижения отечественной философской мысли и воссоздаёт само мыслительное пространство понимания образования, его сущности, как части культуры.

Рассматривая современные тенденции трансляции культурных ценностей через СМИ, наблюдается выделение их в самостоятельную сферу доминирующей и вытесняющей существовавшие ранее способы трансляции ценностей в истории культуры. Эскалация в программах телевидения образов агрессивности, физического насилия при разрешении межличностных конфликтов, является дисфункциональным источником представлений развивающейся личности ребенка, о социальной действительности, и прямо влияет на становление ценностных ориентаций подрастающего поколения, социальных установок и мотивов поведения. В этой связи вопрос о защите Детства и подрастающего поколения от прессингующей роли воздействия СМК, выработки адаптивных форм обработки неизмеримо расширяющихся информационных потоков вообще и обработки телевизионной информации в частности — остается открытым. Рассматривая влияние, СМИ на творческое развитие ребенка, следует также отметить вторжение мира взрослых и овзросления мира детства, что ведет к утрате детьми детского ощущения жизни, снижению детской непосредственности, искажению творческого воображения.