Вся жизнь – игра: что такое косплей и кто им увлечен

В минувшие выходные в столице прошел грандиозный фестиваль для поклонников поп-культуры Comic Con Russia-2016. Журналист Майя Динова разобралась, что же это такое – косплей, как попадают в эту скбкультуры, где создают костюмы, сколько это стоит, а главное кому и зачем нужны эти переодевания и перевоплощения.

Две наши героини – Екатерина Мельникова (Telly) и Инна Арапова (Aliza). Обе они в косплее уже больше десяти лет и наблюдали развитие этой субкультуры, находясь в самом эпицентре событий: Катя приехала в Москву из Орла, Инна – из Воронежа, и обе они застали время бума косплея в столице. Оказывается, еще десять лет назад в провинциальных городах проводились фестивали и кинопоказы анимэ, из которых и возникла нынешняя индустрия, радующая масштабными столичными «Игромиром» и Comic Con. А все начиналось с любительских школьных сценок и пошива простейших костюмов с мамами.

Инна: 10 лет назад в Воронеже проходил Всероссийский ежегодный фестиваль японской анимации, который я впервые посетила, когда мне было 16. Там пообщалась с ребятами в косплее и уже на следующий год сделала свой костюм: персонажа Dizzy из Guilty Gear, шила его вместе с мамой, потому что тогда еще училась в школе. Я любила анимэ, игры, и косплей стал мне интересен как приложение к этому всему.

Катя: Все началось в детстве, когда мне было 12: мы играли в «Сейлор Мун», я бегала в голубой юбке, белой футболке, с бантиками на груди и попе. Мне даже тогда друзья составили петицию: «Обязуюсь ходить на все занятия в школе с бантами и хвостиками». Но своей официальной точкой отсчета считаю апрель 2007, когда впервые осознанно вытащила костюм. Это было в Коломенском, где мы вместе с ребятами из университетского клуба анимэшников организовали вылазку-прогулку. По хорошей погоде мы просто хотели устроить небольшое представление для самих же себя по мотивам анимэ Death Note.

Увлечение косплеем у обеих девушек начиналось со стремления к театральности. Инна играла в постановочных сценках на фестивалях, Катя участвовала в сходках анимэшников, и обе желали разнообразить свою жизнь, наполнить ее волшебством, красками и творческой самореализацией. Обширная фэнтэзи-культура с ее многосерийными мультфильмами и развивающаяся индустрия компьютерных игр давала отличную почву для подростковой фантазии и ее воплощения в реальности.

Катя: Когда-то в детстве я мечтала стать супергероем – не очень была веселая жизнь в школе, поэтому хотелось быть кем-то особенным, чтобы отомстить за все свои не самые приятные моменты. Всегда немного хочется сказки, и в косплее я смогла осуществить эти мечты. Для меня, как человека рисующего, косплей – это целая Вселенная. Есть что-то волшебное в том, чтобы воплотить в реальности образ, который кто-то другой создал в виртуальном пространстве. Это дань человеку или команде, которые творили его с душой, из своего внутреннего мира.

Сейчас мне 28, и я все еще продолжаю заниматься косплеем – мне это нравится. Мне нравится делать новые вещи, находить новые материалы, способы воплощения образа – это самосовершенствование. И это действительно помогает избежать попадания в дурную компанию, как бы сказала моя мама, не тратить время на попойки где-то в подворотнях, а творить что-то красивое и интересное.

Косплей как индустрия

Если для Кати косплей до сих пор остается приятным хобби, то Инна стала одной из тех, кто двигает индустрию косплея вперед. Она создает костюмы не только для себя, но и на заказ: для таких же косплееров, как сама, и для крупных корпораций и выставок. Профессиональный художник компьютерной графики, Инна уже год как перешла на фриланс и львиную долю времени уделяет воплощению в реальности образов с экранов – ее хобби стало хорошим источником дохода. Главная фишка Инны – создание муляжей оружия и доспехов, сложных конструкций для фантастических и фэнтэзийных образов. Среди ее работ костюмы для фестивалей «Старкон», «Эврикон, Аниматрикс», «Комик Кон СПб», «Ава-Экспо» по играм Dota 2, League of Legends, Hearthstone и другим.

Инна: Лично мне интересен процесс создания костюма. Бывает, сразу не поймешь, из чего это вообще делать, с какой стороны подступиться. И вот сидишь, что-то моделируешь, придумываешь, чертишь… и каким-то образом из тряпки и туристических ковриков создается костюм. В итоге – красивые фотографии, воплощение в любимый образ. Это все очень приятно, особенно когда тебя замечают разработчики, хвалят и зовут на свои мероприятия. Процесс создания костюмов – это всегда креатив и преодоление. Мне нравится по картинкам переносить в жизнь то, что изначально нарисовано.

Сегодня технологии позволяют создавать даже самые сложные костюмы прямо у себя дома, либо в специальных мастерских, которые по всей России открывают сами же косплееры. Если раньше приходилось ехать в строительный и изобретать, как приспособить вещи оттуда, сейчас есть магазины специально для косплееров, где придумывают и производят особые материалы, из которых удобно что-то создавать. Правда, некоторые детали все еще приходится заказывать зарубежом, например, ткань с особенными текстурами, кольца для кольчуг, чешуйки и другую фурнитуру, которую не найдешь на российских прилавках. Некоторые креативные косплееры, в том числе Инна, закупаются даже в рекламных агентствах, где есть пвх-пластик для вывескок: он хорошо гнется, из него удобно делать детали, а еще берут разнообразные прозрачные пластики, чтобы использовать их для элементов, куда вставляется подсветка.

Инна: у меня есть любимый костюм – Вайи из игры League of Legend – я сделала его этой весной, вложила много усилий: там механические руки робота, которые управляются изнутри моими руками. Мы собирали их вдвоем с парнем, наверное, месяц, придумали целую технологию… Вообще многие костюмы громоздкие, с непростой механикой, их сложно перевозить, а на мероприятиях они порой ломаются, и приходится паять, чинить, вставлять новые светодиодные ленты, которые перегорают, прямо на месте.

Это напоминает, как раньше студенты и школьники ковырялись в микросхемах, создавая свое радио и роботов. Разница только в том, что сегодня костюмы роботов можно носить не только на выставке юных техников, но и на развлекательных мероприятиях, зарабатывая на этом деньги. Косплееров приглашают на профильные фестивали, шоу-показы, выставки, премьеры, турниры по играм, даже корпоративы и свадьбы. Издатели игр и компьютерные компании часто используют их как промо-персонал, зовут стоять у стендов, раздавать буклеты, фотографироваться со всеми желающими. Некоторые фирмы даже организовывают поездки на выставки и заказывают костюмы, оплачивая работу косплееров и все материалы. А создание классного высококачественного костюма – это немалые вложения.

Инна: На самом деле, если сам творишь костюм, чаще всего он не окупается. Иногда (изредка, но случается) костюм оплачивает компания: если по их игре нужен конкретный персонаж на предстоящую выставку, они заказывают. Но чаще бывает наоборот. Например, мне нравился один персонаж из игры Dota 2. Я сшила костюм, где-то в нем на фестивале выступила, сделала фотосессию, выложила в сеть, меня заметили, позвали на промо, постоять у стенда — и вот я еще и денег на этом заработала. Затраты такие подработки полностью не окупают, зато у меня костюм, который я хотела, и возможности. Одна моя подруга даже создала агентство, которое подбирает персонал косплееров на разные мероприятия в разные города. В основном, это связано с бумом игровой индустрии, и такие события случаются постоянно: у меня буквально заняты все выходные…

Хобби и капиталы

Если ты всерьез увлечен своим хобби, оно в конце концов начнет приносить тебе деньги. «А где же романтика?» – спросите вы. Фишка косплея и некоторых других субкультур в том, что люди искренне увлечены тем, что делают, получают от этого кайф, заряд энергии и романтики, и приятное финансовое поощрение никак не перевешивает чашу весов и не становится основополагающим. Те же, кто ищет в этом профит, все реже надевает костюм и переходит в ранг огранизаторов, заказчиков или вездесущих менеджеров, которые сегодня есть в любой сфере.

Катя: С 2007 года движение косплееров очень изменилось. Люди стали другими. Раньше это были взрослые, которые уже хорошо зарабатывали, знали, чего хотят, выросли на школьных КВН, играх, лагерях и немного по-другому относились к тому, что происходит на сцене, и что они делают. Это не было просто дефиле, как на нынешних фестивалях, а целое представление, душевное, кулуарное.

Инна: Сейчас прочно закрепился формат дефиле, когда под музыку человек в костюме двигается по сцене в духе своего персонажа: делаешь несколько поз и уходишь. А раньше это были сценические постановки: мы собирались группой друзей, писали сценарий, шили костюмы, репетировали дома друг у друга и потом уже выступали на сцене с этим всем. Это было ближе к КВНу, к театру, это была «Студенческая весна», только более тематическая. Долгое время костюмы выгуливались только на таких фестивалях. Мы ездили, выступали на фестивалях по всей стране, естественно, за свой счет, потому что нам было это интересно. Где-то были конкурсы с призами, где-то выступали просто так, ради внимания и аплодисментов.

Катя: В то время не хватало хороших материалов, тканей и париков, и мы ездили на Черкизон, искали по палаткам в метро и переходах пряди, собирали их и красили непонятно чем. Не было материалов для создания брони, разных деталей, украшений, и приходилось все делать на коленке из подручных материалов, зачастую это все смотрелось наивно, но это все буквально проживалось, сплачивало нас. Это еще не была индустрия, где каждый может просто купить готовый костюм или быстро собрать его из составляющих.

Инна: Как бы ни было это романтично, все стараются сейчас получать отдачу, хотя бы в публике. В косплей сегодня вкладывается много средств и сил, и никто не готов делать это просто так. У каждого есть какая-то группа в соцсети или сайт, где они выкладывают свои работы и где можно с ними пообщаться. У многих в пабликах (и у меня тоже) есть тема для вопросов по созданию костюма и не только, и там отвечаешь и общаешься. Некоторые не хотят делиться своими секретами или тратить на это время, но в основном косплееры открыты для общения и дружелюбны друг к другу.

Медные трубы

По сути, Инна говорит о страницах для продвижения бренда. Косплееры совсем недавно стали блоггерами, взяв в оборот интернет. Они стали интересны многомиллионной публике не столько копиями костюмов из игр и фильмов на гребне поп-волны: зрителей привлекла личность самих косплееров. Часто это очень интересные люди, мастера, крафтеры, позитивные и яркие личности, которые расцвечивают своими рассказами и творениями повседневную жизнь сотен людей. Особенно, когда они используют знакомые и очень популярные образы, которые у всех на слуху.

Галерея персонажей, их развитие через призму воплощения одним человеком, выбор героев оказываются привлекательнее, чем сами эти персонажи изначально. Это как любимая кукла, меняющая одежки, или актер, за чьим творчеством внимательно следишь. Многие косплееры ведут свои виртуальные каналы, делают стримы, собирая фанатов и становясь public person только на основе того, что сшили тот или иной костюм на известного персонажа, сфоткались в его образе, или обыграли его на видео. И только время (и количество репостов) показывает, чья слава мимолетна, а кто стал косплей-брендом.

Инна: Косплееры в основном делают то, что популярно. Но люди стараются подбирать образ под себя, под внешние данные или личные предпочтения. Берут персонажей, которые нравятся и близки, потому что это большой труд, если делаешь костюм сам, или большие деньги, если заказываешь. Хочется, чтобы все, что ты делаешь, находило отклик в тебе в первую очередь. Но людям в душу западают одни и те же вещи: так формируется мейнстрим. Например, сейчас очень много косплея по «Ведьмаку», потому что очень популярна сейчас эта игра, и там много интересных персонажей. На пике популярности «Игра престолов» и последние блокбастеры по комиксам.

Можно ли назвать косплей паразитирующей культурой, стремлением к славе? Является ли он побочным продуктом комиксов? Как вообще возникла мода на косплей и почему из кулуарных междусобойчиков по анимэ он перешел в формат индустрии, затрагивающей экранную культуру всех мейджоров? Ответ прост – возрастающая популярность компьютерных игр и всеобщая виртуализация. Косплей начинался с японской анимации, когда люди вживались в популярных героев и пытались им соответствовать. Но анимэ с его сверхлюдьми и героями, часто плоскими и понятными только Японцам, не смогло конкурировать с индустрией западных игр, которая сама начала строиться на манер сериала, и была ближе нашей культуре.

Один за другим стали выходить сюжетные экшны с хорошо прописанными персонажами. Во главу угла разботчики игр поставили конфликт и историю его преодоления, и как только люди получили возможность влезть в шкуру героя и жить его жизнью, они сразу пожелали одеться в его одежду и перенести его образ в реальность. Косплей никогда не приобрел бы такую популярность, если бы не компьютерные игры. При этом производители игр поддерживают косплей и не преследуют за «копирование персонажей». Для них продажа костюма индивидуальным лицом за 50 баксов на е-бей – это не преступление по краже образа, а реклама, которая при этом ничего не стоит.

Катя. Фото предоставлено героями материала

Инна: Косплей – это обложковое действо с очень технически-продуманными моментами. Это наш заход на карнавал и хороший повод для праздника. Лет 10 назад мы и подумать не могли, что это достигнет таких масштабов. Наверное, благодаря интернету это все стало популярным. Яркое. Эмоциональное. Героическое. Фотографии везде. Все сейчас знают про косплей, даже те, кто вообще от этого далек. И западные источники встречаются гораздо чаще: игры, фильмы, очень много комиксов DC и Marvel, потому что это большие вселенные с изобилием персонажей, где каждый может найти что-то интересное для себя. Есть косплей и по русским и советским мультикам, и по сказкам. Реально, на что фантазии хватит: никто никого не ограничивает.

Катя: Какой-то привязки выбора образа к стране нет, тут все дело в фантазии. У меня у самой сейчас на рабочем столе диснеевская Золушка, корейская онлайн-RPG и даже костюм, который я делаю по карточной настольной игре по мотивам российских комиксов. Конечно, можно создать и своих персонажей, даже сочинить им историю, но это уже не косплей, а оригинальный образ. Если бы мы были крутыми художниками или публикующимися авторами, то это можно было бы назвать косплеем, потому что это было бы создано по образу, имеющему аналог не только в голове, а так… Добавление отсебятины в существующий образ для меня – это словно ты умнее того человека, который придумал и создал персонаж, неуважение.

Косплеер или ролевик?

Так, как Катя, считают не все косплееры, но именно это понятие – точного копирования уже созданного кем-то образа – определяет субкультуру косплееров и разграничивает ее с другими очень похожими. Например, с ролевиками, людьми, которые так же создают костюмы по определенным персонажам или по своим собственным, но не ради демонстрации готового образа на фестивалях, а во имя полного проживания выбранного ими героя в реальности на определенной выделенной для этого территории.

Фото предоставлено героями материала

Инна: Ролевики отличаются от косплееров тем, что стараются создавать свои костюмы по своим персонажам и более адаптированные к условиям леса, движения, боям, разным погодным условиям. А косплееры – это все же субкультура закрытых помещений. Наши костюмы очень хрупкие, громоздкие, неудобные. Нам важен внешний вид, и костюм, скорее, как реквизит. Если это меч, то им не обязательно драться, поэтому он сделан может быть из совсем легких материалов, чтобы на фестиваль пропустили и не сочли за оружие, чтобы хрупкая девушка могла им махать целый день. Не всегда дизайнеры игр и комиксов продумывают, как в этом всем двигаться-то можно… Для жизни наши костюмы слабо приспособлены, даже если это просто одежда. Потому что она обычно хитросшитая, и не хочется ее лишний раз порвать, испачкать. Я вообще ни разу не встречала людей, которые бы все время ходили в косплей-костюме.

Катя: У меня есть костюмы, в которых я могу ходить каждый день, и никто не догадается, что это косплей. Можно фотографироваться бесконечно или просто выйти погулять. Есть в костюмах что-то такое, что делает их для меня родными. Я их очень люблю, они живут на полке годами, как приятные воспоминания. Иногда достаю, любуюсь, снова надеваю.

Субкультура косплееров долгое время существовала только в стенах профильных фестивалей, где основным событием являлся непосредственно конкурс костюма. Жюри из известных косплееров, организаторов или спонсоров выбирало самый красивый и наиболее точный воплощенный образ. В этом косплееры скорее близки к историческим реконструкторам, которые пекутся о каждой пуговке, чтобы она идеально соответствовала источнику и эпохе. Но если реконструкторы воспроизводят весь быт, то косплееров интересует только костюм.

Инна: Два костюма ни у кого никогда не получаются одинаковыми, даже если из одной ткани шить, все равно каждый на себя кроит по-своему. Детали каждый видит по-разному. Например, если мне что-то кажется темно-зеленым, то другому представится болотным… Мы создаем вещи чаще всего по визуальному изображению, нарисованному, и самое интересное для меня лично – найти для этого образа идеально подходящее материальное воплощение. Но многие любят привносить что-то свое, потому что им так нравится – убрать или добавить какую-то деталь. Чаще всего потому, что на картинке все выглядит хорошо, а в жизни надо доделывать. Или какие-то детали из игры или комикса просто не видно на экране. Но в конкурсе принципиально выглядеть точно.

Можно ли заиграться в косплей?

Еще одно отличие от ролевиков и близость косплееров к реконструкторам – это непроживание образа. Косплееры перевоплощаются в своего персонажа только на сцене, подбирая под него особую музыку, позы, стараясь подражать его реакции. Но в жизни так никто не делает, только разве что на видео или ради шутки. Для них дико постоянно носить на себе образ персонажа и тем более переносить его в реальную жизнь. Картинка всегда остается только картинкой. Тем не менее для косплееров важно хорошо знать своего персонажа, изучить его биографию и манеру поведения, потому что сам принцип выбора образа для косплея изначально – перевоплощение в того, на кого хочешь быть похожим.

Инна: Когда-то давно в Воронеже, когда все еще были школьниками, встречались случаи «заигрывания», но лет 10 назад в целом и возраст косплееров был меньше, и естественно процветал юношеский максимализм. Иногда бывало такое, что девочка просила ее называть только в мужском роде, потому что она вот такой-то персонаж, но это реально было очень давно. Наверное, сейчас это где-то сохранилось, но я не вижу.

Более того, в нынешней тусовке также же мало приветствуется и кросспол, когда парень играет девушку или девушка – мужского персонажа.

Инна: Я бы не сказала, что кросспол сильно популярен: это делается, но не все это любят. Бывает, когда девушка пытается воспроизвести костюм парня полностью, или создает женскую версию образа. Но это не всегда допускается в конкурс, потому что есть жесткие требования соответствия костюма образу.

Средний возраст косплееров сегодня с 14 вырос до 25 лет, во многом потому, что теперь на фестивали трудно пробиться из-за повышения стандартов качества костюма и большого конкурса, а школьники редко могут позволить себе сложный образ из дорогих материалов. Но в субкультуре по-прежнему случаются конфликты, особенно при одинаковых выбранных образах, потому что это преимущественно женская субкультура.

Катя: Тяжело сделать так, чтобы не было одинаковых костюмов, но реакция зависит от человека. Есть те, кто с пеной у рта будет доказывать, что он единственный и неповторимый. В любом коллективе есть конкуренция и всегда хочется сделать лучше. На мой взгляд есть два способа сделать что-то лучше: совершенствовать себя или попытаться опустить окружающих ниже своего уровня, и тогда на уровне тех, кого вы опустите, вы действительно будете выглядеть лучше. Сплетни, слухи, подгаживания за глаза и другую ерунду в косплее можно схлопотать не только от девушек, но и от ребят, которых стало намного больше, чем несколько лет назад. Вопрос в том, как к этому относиться: реагировать или пропускать мимо ушей. Если что-то по делу, берешь критику на вооружение, но чаще кому-то просто хочется поругаться. Они и ругаются.

Инна: У многих включается инстинкт: «Вот она пришла в таком же платье, как же так?!» Но в лицо все стараются быть вежливыми. Потом на форумах могут друг про друга написать гадости, но в основном у нас приветствуется дружелюбие и помощь на фестивалях. Я стараюсь всем помогать, кто ко мне обратится. Даже если человек делает такой же костюм, я рассказываю, что и как делала сама. Потому что всегда интересно посмотреть на воплощение интересного тебе образа.

Вечные ценности

Косплей – не закрытая субкультура. Чтобы попасть туда, не обязательно иметь знакомых косплееров изначально, как это было важно раньше, особенно в среде анимэшников, из которых и вырос косплей. Сегодня существует огромное количество групп и пабликов в интернете как самих косплееров, так и магазинов, сообществ, форумов, где можно не только выбрать или придумать себе костюм, но и найти множество видеоуроков по созданию, проконсультироваться с крафтерами, выйти на дешевые поставки париков, линз и реквизита, найти мастеров для изготовления доспехов или швей. Можно заплатить другим за изготовление костюма, а можно напроситься в мастерскую, либо включить дома видео и сделать его самому. А потом явиться на любой фестиваль, страницы которых также открыты для общего доступа в интернете, или на конвент, купив билет и переодевшись там же в костюм, и войти в тусовку. А можно одеться и просто сфотографироваться в понравившемся образе, взяв его в аренду, и так заявить косплей-общественности о себе.

Но эта субкультура особенно ценит тех, кто сам шьет, крафтит и воплощает образы, кто создает костюмы, производящие фурор на фестивалях, двигающих технический и эстетический прогресс всего движения. У косплееров тоже есть свои звезды и иконы (во многом зарубежные), и уровень уважения к человеку растет оттого, как он ведет свой косплей-блог, какие новые фото выкладывает в сеть или публикует в профильном журнале, а благодаря его мастерству сотворить костюм своими руками и умению абсолютно перевоплотиться в выбранный образ. При этом чем больше человек похож на своего персонажа, тем больший респект окажет ему косплей-тусовка, авторы и все интернет-сообщество. Так формируется система звезд, сиюминутных или постоянных, и пока еще не ясно, выльется ли косплей в новую форму шоу-бизнеса или останется прикладной субкультурой гигантов визуальной индустрии.

Инна: Мне кажется, в какой-то момент косплей соединится с театром или кино. Некоторые ребята уже сейчас снимаются в рекламе, и меня несколько раз звали в массовку. Плюс сегодня очень много интернет-способов самовыражения, и многие косплееры ведут блоги на Youtube, снимают ролики, фильмы и уроки, как они делают свои костюмы, и этим тоже зарабатывают. Чем сильнее развивается интернет, тем больше это приходит в косплей. Но оффлайн-мероприятия тоже остаются. Самый главный для косплееров конвент Comiс Con в Сан-Диего с каждым годом становится только больше, и я сама мечтаю когда-нибудь на него попасть.

Истинное лицо

Те, кто считал, что косплей-культура – это сублимация малолеток, отстали от жизни лет эдак на десять. Сегодня косплей – это еще одна грань игрового бизнеса, неотъемлемый элемент маскарадности на технических шоу, изюминка, на которую ведутся бесконечные геймеры всех возрастов и сословий. Отчасти косплей сегодня – проводник сексуальности в обществе, особенно учитывая самые популярные его образы. Отчасти – реакция на засилье однообразных персонажей и попытка примерять на себя распиаренный Голливудом образ супергероя.

Сейчас эта субкультура находится на пике своего развития, ворочая миллиардами долларов и принося копеечку своим рядовым адептам, но вскоре косплей обязательно мутирует во что-то еще, подобно моде на анимэ, которая уступила фэнтэзийным онлайн-играм.

Будет ли это театр или интернет-вещание? Скорее, косплей – это обратная сторона виртуализации, попытка человека не провалиться в цифровое пространство, но вытащить его достижения наружу, чтобы можно было потрогать его руками и как-то применить в жизни. Мое мнение таково, что со временем технологии косплееров будут улучшаться, и костюмы станут все более пригодными к жизни. И эта субкультура перестанет быть фестивальной, а понемногу перейдет на улицы города, задев сначала высокую моду, а затем и просочившись в наш быт.