Есть ли у косплея смысл

— Явление это интернациональное, и не факт, что у него японские корни, — говорит Полина Ханова, аспирант философского факультета МГУ, косплеер и специалист по современной массовой культуре. — В этом вопросе есть разногласия, но именно в Японии косплей наиболее прочно вошел в куль-туру: косплееры участвуют в официальных мероприятиях, праздниках, презентациях. Можно предположить, что отчасти это связано с многовековыми традициями самодеятельного японского театра — перевоплощением в персонажей легенд. И хотя такого рода традиции встречаются во всех культурах — взять хотя бы греческих менад или русскую Масленицу и колядо-вание, — в Японии это живой обычай.

Другими предшественниками косплееров можно назвать американских фанатов научной фантастики семидесятых годов ХХ века. Ролевое движение началось с настольных игр типа Dungeons and Dragons — их фанаты стали наряжаться в костюмы персонажей.

Именно через ролевое движение косплей пришел в Россию. Сначала это было сообщество толкинистов, а с ростом популярности аниме сформировалась отдельная косплей-культура. У нас она представляет синтез японской и европейско-американской субкультур. Пока в России косплей не так распространен, как, скажем, в Японии или США, где японская идея в точности восстанавливать костюмы любимых персонажей и собираться вместе полюбоваться друг другом очень прижилась. Во многом благодаря популярности комиксов.

Непонятно, есть ли у косплея какая-то философия, но явление это, безусловно, занятное. Сейчас его наряду с фан-сообществами и их творчеством (фанфикшн, фан-арт, сетевые сообщества) начали изучать социологи и культурологи, но все больше на Западе и в Японии.

К косплею можно подходить с разных сторон. Например, с психологической. Это явление тесно связано с процессом самоконструирования личности. Такое происходит, когда над обществом не довлеет идеология, предлагая человеку шаблоны, по которым ему нужно строить себя. Есть большой соблазн предположить, что косплеерами движет простое желание почувствовать себя конкретным персонажем, воспользоваться готовым образом, но я считаю, что все сложнее. Примеряя на себя роли различных героев (тут важно заметить, что редко кто придерживается одного образа долгое время: интереснее к каждому фестивалю делать новый костюм), человек получает возможность изучить способы конструирования личности на основе опыта разных персонажей. Понять, из каких элементов выстраивается образ, как он воздействует на самоощущение и поведение. А затем освоенные инструменты используются для построения себя и поиска собственного уникального места в мире.

Особым смыслом обладает, конечно, сообщество: косплей-движение существует через вечеринки, фестивали. Для фанатов это возможность оказаться в среде, где гиковские увлечения не являются предметом осуждения, где царит взаимопонимание. Каждый костюм, сложный или простой, получает свою долю внимания и одобрения. Я сама как косплеер могу засвидетельствовать, какой это удивительный заряд положительных эмоций — быть в сообществе незнакомых людей, которые свободно делятся радостью, восхищаются друг другом.

Есть и еще одна важная психологическая функция, связанная с эмансипацией. В США косплей стал предметом бурных дискуссий о так называемых geek girls, то есть о культуре фанатов комиксов и sci-fi, которая отторгала женщин. Косплей перевернул представление о том, что женщины не могут быть фанатами, — успешное воплощение женщинами мужских образов доказывает, что очень даже могут. Или вот такой факт: на одном из американских фестивалей блистала группа мужчин в прекрасно выполненных костюмах диснеевских принцесс. Это способ в шутку поставить вопрос: какие образы считаются эталонами мужского и женского поведения, какие черты и стереотипы навязаны нам масскультурой. Тело в косплее на самом деле второстепенно — в конце концов, ни одно человеческое существо не обладает телосложением анимешной девушки, или дракона, или черепашки-ниндзя. Хорошо сделанный костюм и образ получают одобрение независимо от того, насколько строен и красив участник, будь он мужчина или женщина, черный или белый, толстый или тонкий. Легко сказать, что человек, одевшийся Капитаном Америкой, мечтает быть самым смелым, но куда больше смелости в том, чтобы одеться Капитаном Америкой, находясь в инвалидной коляске.