Паркур

Паркур (фр. parkour, искаженное от parcours, parcours du combattant — дистанция, полоса препятствий) — 1) молодежная субкультура, основанная на принципах свободы от препятствий, самовыражения, командной работы, выражением которых является преодоление различных естественных препятствий в любых типах местности на бегу с максимальной эффективностью и зрелищностью; 2) совокупность особых навыков владения телом, которые могут применяться в различных жизненных ситуациях.

Участники паркур-сообществ («трейсеры» — от английского to trace исследовать новый путь) практикуют развитие у себя следующих умений: сила и верное ее приложение, умение быстро оказаться в определенной точке пространства, используя лишь свое тело.

Главной идеей паркура является выраженный основателем движения французским каскадером Давидом Беллем (род. 1973) принцип «нет границ, есть лишь препятствия, и любое препятствие можно преодолеть». Основные ограничения в паркуре накладываются тремя его аксиомами: безопасность, эффективность, простота. В паркуре нет списка обязательных движений, как например в гимнастике. Когда трейсер бежит и перед его глазами появляется препятствие, то он преодолевает его тем движением, которое наиболее эффективно в данной ситуации и которое больше всего подходит именно ему (по строению тела, выносливости, физической подготовке). Паркур учит адекватно реагировать на возникшие трудности, адекватно себе и своему уровню физического развития. Часто движение не нуждается в четкой классификации и названии. Во многих случаях движения, отрабатываемые на месте, очень сложно или вообще невозможно повторить в быстром темпе, на скорости.

Чау Бель Дин, один из первых трейсеров, дал такое описание: «Паркур является одним из видов свободы. Это самовыражение, вера в себя. Я не думаю, что это наиболее точное определение. Когда ты объясняешь это людям, говоришь: да, я лазаю, я прыгаю, я продолжаю движение. Это определение! Но ни один не понимает. Они хотят увидеть вещи. А это только состояние разума. Это когда ты доверяешь себе, и чувствуешь энергию. Знание возможностей тела, способность к движению, к преодолению обстоятельств в реальном или виртуальном мире, часть жизни. Все, что происходит в голове, отзывается в твоем сердце. Это твое развитие» (Чигрецкий, Электронный ресурс).

Участники движения часто связаны с обучением боевым искусством, кроме того, тренировки по паркуру занимают по несколько часов 4–5 дней в неделю. Важным моментом для трейсера являются групповые встречи, так как паркур предполагает именно командную работу.

Основными носителями данной субкультуры в России являются юноши в возрасте от 16 до 30 лет. Основными ценностными установками в данном движении являются: физическая сила, свобода, командный дух, самосовершенствование. Сами участники движения формулируют следующие ценности:

— Движение по любому маршруту, если это не затрагивает права и свободу другого человека. В экстренной ситуации — движение по любому маршруту;

— Не курить во время тренировки;

— Не распивать спиртные напитки в день тренировки, так как это огромная нагрузка на сердце;

— Уважительно относиться к месту тренировки. Не заниматься вандализмом;

— Не тренироваться на частной собственности и закрытых объектах;

— Не тренироваться перед детьми;

— Помощь другому трейсеру;

— Помощь и выручка людям, попавшим в неприятную ситуацию (Чигрецкий, Электронный ресурс).

Отсутствие соревновательной деятельности исключает статусную структуру, разделяющую трейсеров по техническим умениям. Трейсеров различают опыт и то осознание своего увлечения, которое они хранят в себе. Единственное различие, которое можно встретить в разговоре трейсеров, это «опытные» и «новички».

Существует определенный паркур-фольклор, собранный из различных историй представителей данного сообщества, публикующийся на интернет-форумах. На Интернет-ресурсах можно встретить музыкальные произведения, написанные и исполненные трейсерами (например, группа «NRG»). Паркур не является видом спорта, хотя есть предпосылки к его оформлению в данном качестве. Паркур также становится элементом трюковых сцен в кино и видеоиграх.