Молодежная субкультура как фактор социализации молодежи

В современной ситуации феномены молодежной субкультуры привлекают внимание социологов, культурологов, психологов, педагогов. При этом причины интереса достаточно разнообразны. Молодежная субкультура может рассматриваться как богатый источник инноваций и открытий в искусстве, моде, формах досуга; как вариант примитивной массовой культуры, продукт медиа-индустрии; как форма творческой активности молодежи т. д.

Феномены молодежных субкультур достаточно длительное время рассматривались в науке как «девиации», а сами субкультурные сообщества как угроза позитивной социализации ребенка.

Однако в настоящее время молодежная субкультура рассматривается, как один из важных факторов социализации, который стал признаваться официальной педагогикой и общественностью примерно с 1960— 1970-х годов. Современные подходы акцентируют внимание на социализирующей, адаптивной, а так же интегративной функции молодежной субкультуры.

Роль этого фактора социализации проявляется в свободе выбора своей группы, в ощущении принадлежности к ней, групповой идентификации, в чувстве защищенности. Субкультура интерпретируется как пространство игры, экспериментирования с нормами, ценностями, иерархией взрослого мира.

Актуальность данной темы, состоит в том, что в настоящее время, когда в нашей стране радикально меняются все общественные отношения и социальные институты, изучение особенностей социализации молодежи через субкультурные объединения становится особенно востребованной и актуальной исследовательской проблемой, привлекающей внимание не только ученых, но и практических работников в сфере психологии и социологии.

Цель исследования — изучить особенности молодежной субкультуры как фактора социализации.

Объект исследования — процесс социализации молодежи.

Предмет исследования — молодежная субкультура как агент социализации молодежи.

Исходя из цели, объекта и предмета исследования, были выделены следующие задачи.

Во-первых, изучить и раскрыть понятия, каналы и механизмы социализации молодежи;

Во-вторых, охарактеризовать признаки молодежных субкультур, их классификации и типы и определить особенности молодежной субкультуры в современном российском обществе;

В-третьих, подобрать методы, соответствующие целям и задачам исследования, позволяющие изучить и описать данную проблему;

В-четверых, определить влияние молодежной субкультуры на социализацию личности.

В-пятых, сформулировать выводы и разработать рекомендации.

Теоретической базой исследования явились основные работы социологов, психологов и культурологов, занимающихся проблематикой молодежных субкультур, а именно: работы В. В. Касьянова, О. Е. Кравченко, А. В. Лукова, С. С. Фролова, Ю. Г. Волкова. А так же труды таких авторов, как И. П. Башкатова, В. Т. Лисовского, И. С. Кона, А. В. Толстых, Е. С. Топилиной, А. В. Мудрик, посвященные социологическим и педагогическим исследованиям молодежного движения, объединений и положения молодежи и особенностям социализации молодого поколения.

Для проверки выдвинутых гипотез и решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический и сравнительный анализ литературы, а так же ее синтез (сказала как то заменить это слово) и обобщение; беседа и опрос.

Глава I. Молодежь и особенности ее социализации.

1.1 Молодёжь как социально-психологическая группа

Чтобы рассмотреть проблемы молодёжи, необходимо представить себе, что же такое молодёжь, чем она отличается от других общественных групп. Именно поэтому первая глава посвящена анализу индивидуально-личностных особенностей, свойственных молодому возрасту, и закономерностей усвоения норм, ценностей, установок, присущих обществу, различным организованным и неорганизованным группам, оказывающим воздействие на личность.

В отечественном обществознании долгое время молодёжь не рассматривалась как самостоятельная социально-демографическая группа. Выделение такой группы не укладывалось в существовавшие представления о классовой структуре общества, и противоречила официальной идеологической доктрине о его социально-политическом единстве.

Одно из первых определений понятия “молодёжь” было дано в 1968 г. В. Т. Лисовским: “Молодёжь — поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодёжи могут колебаться от 16 до 30 лет”[45]. Позднее более полное определение было дано И. С. Коном: “Молодёжь — это социально — демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально — психологические особенности имеют социально — историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации”[20].

Сегодня учёные определяют молодёжь как социально-демографическую группу общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе.

Молодость-это путь в будущее, который выбирает сам человек. Выбор будущего, его планирование — это характерная черта молодого возраста; он не был бы таким притягательным, если бы человек заранее знал, что с ним будет завтра, через месяц, через год.

В возрастной психологии молодость характеризуется как период формирования устойчивой системы ценностей, становление самосознания и формирования социального статуса личности. Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации. В этот период развиваются критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального мышления. Вместе с тем в этом возрасте ещё сохраняются некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему поколению. Это связано с тем, что период активной деятельности сталкивается у молодого человека с ограниченным характером практической, созидательной деятельности, неполной включённости молодого человека в систему общественных отношений. Отсюда в поведении молодёжи удивительное сочетание противоречивых качеств и черт: стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира. Неустойчивость и противоречивость молодёжного сознания оказывают влияние на многие формы поведения и деятельности личность. Молодёжное сознание определяется рядом объективных обстоятельств.

Во-первых, в современных условиях усложнился и удлинился сам процесс социализации, и соответственно другими стали критерии её социальной зрелости. Они определяются не только вступлением в самостоятельную трудовую жизнь, но и завершением образования, получением профессии, реальными политическими и гражданскими правами, материальной независимостью от родителей. Действие данных факторов не одновременно и не однозначно в разных социальных группах, поэтому усвоение молодым человеком системы социальных ролей взрослых оказывается противоречивым. Он может быть ответственным и серьёзным в одной сфера и чувствовать себя как подросток в другой.

Во-вторых, становление социальной зрелости молодёжи происходит под влиянием многих относительно самостоятельных факторов: семьи, школы, трудового коллектива, средств массовой информации, молодёжных организаций и стихийных групп. Эта множественность институтов и механизмов социализации не представляет собой жёсткой иерархированной системы, каждый из них выполняет свои специфические функции в развитии личности.

Молодость — пора, когда каждый должен сам определить свою судьбу, найти единственно верный, ведущий к успеху жизненный путь, который позволит максимально реализовать свои способности и дарования. Это период, сопряжённый с мучительно трудным процессом самопознания, обретения собственного “Я”. Человеку нужно определить границы своих реальных возможностей, понять, на что он способен, утвердить себя в обществе. С другой стороны, в это же время ему необходимо сформировать максимально достоверное представление о окружающим мире, систематизировать ценностные ориентации, политические, нравственные, эстетические воззрения. Жизнь ставит молодого человека перед необходимостью принятия ряда важнейших решений в условиях дефицита жизненного опыта. Выбор профессии, выбор спутника жизни, выбор друзей — вот далеко не полный перечень проблем, то или иное решение которых в значительной степени формирует образ последующей жизни.

1.2 Каналы и механизмы социализации молодежи

В данном параграфе, прежде чем изучить каналы социализации современной российской молодежи, целесообразнее будет рассмотреть теоретические аспекты факторов.

Факторы социализации можно рассматривать в их различных сочетаниях. Мы рассмотрим одно из них — выявление макро-, мезо — и микрофакторов, влияющих на социализацию личности. Макрофакторы — это, прежде всего общество, государство, его социальные институты, средства массовой информации. К мезофакторам относятся те, что составляют социум личности в широком плане: тип поселения (регион, город, село), этнос, к которому она принадлежит (или относит себя), местные средства массовой информации, предприятие, учебное заведение, учреждение, в котором личность работает или учится. К мезофакторам, видимо, следует отнести и церковь. Микрофакторами являются те, что непосредственно влияют на процесс социализации личности: семья, товарищеское окружение, учебная группа, первичный трудовой коллектив, иные структуры, с которыми человек непосредственно взаимодействует [33].

На основе рассмотренных факторов можно выделить каналы социализации молодежи. Мы рассмотрим два вида — традиционные и новые каналы социализации.

Появление новых и радикальное изменение традиционных каналов социализации подрастающих поколений в российском обществе с необходимостью ставят вопросы о смысле и существе процесса социализации, о сходстве и различии в процессах воспитания, образования и обучения подрастающих поколений, о современной молодежи, существенно отличающейся от молодежи предшествующего времени.

Традиционный канал социализации оказывает влияние на нравственные качества. Наиболее распространенными являются: семья, круг друзей.

В последние десятилетия в современной России, как и в других постсоциалистических странах, появились принципиально новые каналы социализации, оказывающие сильное влияние на процессы формирования молодежи, ее адаптации в радикально меняющемся обществе. Наиболее значимыми из таких каналов являются: рынок труда, институт предпринимательства, информатизация всех сфер социальной жизни, становление основ нового типа общества как его базовых характеристик. В этих условиях рынок труда превращается в один из весомых социальных индикаторов рыночных отношений, что обусловливается существующим на нем спросом и предложением, а также наличием свободных рабочих мест, которые могут быть предложены молодежи, впервые выходящей на этот рынок и обладающей, во-первых, определенным уровнем знаний, а во-вторых, конкретными пожеланиями относительно своей будущей работы. Именно рынок проверяет все качества подрастающих поколений: моральные и деловые, их культурные миры и профессиональные умения. Степень «обеспеченности» молодых людей такими социальными качествами, которые будут востребованы на протяжении всей их активной экономической жизни, и определит, в конечном счете, возможные контакты с миром, с партнерами, равно как и сформирует умение работать в постоянно трансформирующемся обществе и нестабильных условиях бытия, впрочем, эта цель стоит перед всеми институтами общества, где происходит социализация молодежи [52].

Итак, наиболее значимыми для социализации молодежи является новый канал. Это обуславливается тем, что новый канал социализации влияет на формирование молодежи, их моральные, деловые качества.

Авторы выделяют разные механизмы социализации. Мы рассмотрим наиболее значимые, такие как: рефлексивный, традиционный, стилизованный, институциональный.

Понятие «механизм» в социологии — направление, являющееся в сущности, одной из крайних форм позитивизма. [41]

Говоря о влиянии названных социальных факторов, необходимо отметить, что они проявляют себя через особый рефлексивный механизм социализации молодых людей. Этот механизм выступает как его внутренний диалог, своеобразная автокоммуникация, в рамках которой они анализируют, оценивают, принимают или отвергают «предлагаемые» им социальными факторами нормы, стандарты, ценности, правила. Сам этот диалог наедине с собой можно, вероятно, представить в двух планах: как мысленный разговор с другими людьми (которые как бы представляют собой социальные факторы социализации: семью, дружескую микросреду, общественные институты и организации, СМИ, трудовые и учебные коллективы и т. д.) и с различными собственными Я.

Так же существует традиционный механизм, представляющий собой процесс усвоения молодыми людьми норм, ценностей, эталонов поведения семьи, ближайшего социального окружения (товарищеского, профессионального, досугового и другого). Называют межличностный механизм социализации, означающий процесс общения молодого человека со «значимыми другими» (родителями, педагогами, уважаемыми взрослыми, сверстниками-друзьями). Здесь вместе с тем нужно подчеркнуть, что общение со «значимыми другими» из определенных социальных групп и организаций и их влияние на социализирующуюся личность не идентично воздействию, оказываемому этой группой или организацией в целом.

Еще один механизм социализации молодых людей имеет название стилизованного, поскольку связан со стилем жизни группы людей, характеризующихся определенной субкультурой — комплексом морально-психологических и поведенческих черт, типичных для тех или иных молодежных групп. Субкультура способна надолго стать мощным социализирующим фактором в той степени, в какой ее носители окажутся представителями референтной группы для данной личности.

Особо следует сказать об институциональном механизме социализации, что означает, как это следует из самого термина, социализацию личности в процессе ее взаимодействия с социальными институтами, созданными как специально для этой цели, так и попутно реализующими ее в ходе своей деятельности. К числу первых следует отнести, прежде всего, институты образования и воспитания, к числу вторых — производственные, политические, учебные, религиозные, досуговые институты, СМИ и другие [52].

Значение социальных институтов для процесса социализации молодых людей состоит, прежде всего, в том, что под их влиянием, в результате предлагаемых образцов поведения происходит усвоение тех или иных социальных ролей, норм, ценностей. Конечно, в первую очередь здесь наибольшее влияние на личность оказывают институты семьи, образования и воспитания. Однако с точки зрения задач социализации они не тождественны в своих функциях. Если в семье происходит освоение личностью социокультурных стандартов и общечеловеческих норм и ценностей, то в рамках институтов образования происходит освоение знания, аккумулированного в нем социального опыта, реализация способностей и дарований личности. Университет-среда социализации молодежи.

Таким образом, можно сделать вывод, что понятие «молодежь» рассматривается разными научными исследователями. В наше время нет единого понятия «молодежь», но в определениях есть общие характеристики такие как: молодежь — это группа, которая имеет свои особенности с учетом возраста. Молодой человек формируется как личность по мере того, как развиваются его социальные качества, определяющие его как члена конкретно-исторического общества. Среди новых каналов социализации молодежи наибольшее значение приобретают СМИ и Интернет. В роли мощных каналов социализации выступают аудиовизуальный мир: телевидение, реклама, игровые технологии современных СМИ, а также деятельность радикально изменившихся социальных организаций. В противовес глобальным развиваются и усиливаются региональные и локальные традиции в современной духовной культуре подрастающих поколений, что необходимо учитывать в процессе работы с молодежью.

Глава II. Молодежная субкультура как фактор социализации молодежи.

2.1 Понятие молодёжной субкультуры, ее классификации и специфические черты

субкультура социализация молодежь

Для того чтобы четко охарактеризовать понятие «молодежная субкультура», необходимо, прежде всего, рассмотреть такие понятия как «культура» и «субкультура».

Под культурой (от лат. Cultura — возделывание, воспитание, образование, начинание) понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для определенной группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Воспроизводство и передача культуры последующим поколениям лежат в основе процесса социализации — усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов предшествующих поколений [6].

Понятие «субкультура» в научный оборот вошло сравнительно недавно. Так, в справочной литературе до середины 80-х гг. ХХ века этот термин найти не удается. Кроме того, в первых работах отечественных исследователей, касавшихся этого понятия, отношение к нему было подчеркнуто отрицательным: говорилось, что субкультура — это не только порождение капиталистического общества, но и признак его загнивания. В настоящее время это понятие, освободившись от негативного значения, заняло в отечественной науке полноправное место. Согласно современной точке зрения, субкультура( от лат. Sub — под, около и cultura — возделывание, воспитание, образование) — система ценностей, установок, моделей поведения, жизненного стиля какой — либо социальной группы, представляющей собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры [5].

В рамках субкультуры нормы, ценности, представления, а также стереотипы базовой культуры общества интерпретируются, т. е. так или иначе, каким-либо конкретным, но необязательно замкнутым сообществом. В результате субкультурные нормы, ценности, стереотипы и представления отличаются от аналогичных, принятых в рамках традиционной культуры, поскольку первые оказываются скоррелированными для конкретных сообществ в рамках определенной социокультурной системы. В свою очередь представители той или иной субкультуры разделяют нормы, ценности, а также представления, принятые в рамках их субкультуры [2].

Каждая общественная система представляет собой мозаику из определенного набора субкультур, которые для обществ, находящихся на одном этапе развития одинаковые [11].

Современные индустриально развитые общества, переходящие к постиндустриализму, представляют собой также систему множества различных субкультур, каждую из которых любой человек может выбрать для себя [3]. Более того, современный человек не только может, но и вынужден делать выбор среди субкультур, число которых неуклонно растет в силу ускорения темпа жизни, социокультурной динамики.

Одной из многочисленных субкультур современных индустриально развитых обществ (к которым относится и Россия) является молодежная субкультура. Для изучения молодежной субкультуры социальное измерение является первичным.

В социологии и возрастной психологии юность складывается из периода отрочества (подростки) и молодости (молодежь), которые соответствуют периодам обучения в старших классах средней общеобразовательной школы (подростки) и периоду обучения в техникуме, ВУЗе, а также начальному этапу трудовой деятельности в качестве «молодого специалиста» (молодость) [4].

Рассмотрев эти понятия можно перейти к феномену молодежной субкультуры, для которой характерно следующее:

Молодежная субкультура представляет собой социальную общность, каждый представитель, который сам причисляет себя к ней, т. е. идентифицирует себя с ней;

Вхождение молодого человека в ту или иную молодежную субкультуру означает принятие им и разделение ее норм, ценностей, мировосприятия, манер, стиля жизни, а так же внешних атрибутов принадлежности к данной субкультуре;

Как правило, молодежные субкультуры возникают вокруг какого-либо цента, либо инициатора тех или иных инноваций, выразителя тех или иных пристрастий к музыкальным стилям, образу жизни, отношения к определенным социальным явлениям и т. д.;

Значимые для той или иной молодежной субкультуры идеи и ценности получает внешнее выражение в обязательной для ее членов символике и атрибутике [13].

Таким образом, молодежная субкультура — это эзотерическая. Урбанистическая культура, созданная молодыми людьми для себя; это культура, нацеленная на включение молодых людей в общество; это частичная культурная подсистема внутри базовой культуры общества, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет [3].

В культурологи, психологии, педагогике, социальной педагогике проблема молодежной субкультуры рассматривается, как правило, в рамках концепции социализации [7]. Предполагается, что приобщение к культурным стандартам, вхождение в мир господствующей культуры — процесс сложный и противоречивый. Он постоянно наталкивается на психологические, социальные и иные трудности. Это и порождает особые жизненные устремления молодежи, которая из духовного фонда присваивает себе то, что отвечает ее жизненному порыву.

Можно сказать, молодежная субкультура не является новообразованием в рамках господствующей культуры общества, а представляет собой лишь переработанный ее продукт, помогающий молодежи адаптироваться в условиях какого-либо общества.

Проблема классификации молодежных субкультур на Западе практически решена, в то время как в нашей стране перед учеными стоит нелегкая задача, так как исследования по данному вопросу начались относительно недавно. [6]. При анализе литературных источников, посвященных проблемам молодежной субкультуры в России видно, что работа ведется в двух направлениях: переработка и адаптация зарубежных классификаций применительно к нашей стране и создание новых, характерных именно для российского общества.

Социологи делят молодежную субкультуру на: формальную, неформальную.

Организация формальная — социальная группа, взаимоотношения в которой построены на формальных социальных связях, правилах и нормах [46].

Это в полной мере отражается и в формальной молодежной субкультуре. Члены данной социальной группы это молодые люди, объединенные определенными внешними атрибутами: молодежный сленг, молодежная мода, музыкальные пристрастия, молодежные развлечения и т. д. Объединения людей в формальной молодежной субкультуре чаще всего с одной стороны стихийные, непостоянные (дворовые компании, какие-либо клубные компании и т. п.), с другой стороны представляют собой внешне организованные постоянные группы (школьные классы, студенческие группы, кружки и т. п.) [7].

Но больший интерес ученых и исследователей привлекают неформальные молодежные объединения.

За последние годы в нашу речь вошло и укоренилось в ней теперь уже знакомое слово «неформалы». Пожалуй, именно в нем аккумулируются ныне подавляющее большинство так называемых молодежных проблем.

Неформалы — это, те, кто выбивается из формализованных структур нашей жизни. Не вписываются в привычные правила поведения. Стремятся жить в соответствии со своими собственными, а не чужими, навязываемыми извне интересами.

Особенностью неформальных объединений является добровольность вступления в них и устойчивый интерес к определенной цели, идее. Вторая особенность этих групп — соперничество, в основе которого лежит потребность самоутверждения. Молодой человек стремиться сделать что-то лучше, чем другие, определить в чем-то даже самых близких ему людей. Это приводит к тому, что внутри молодежные группы неоднородны, состоят из большого числа микрогруппировок, объединяющихся на основе симпатий и антипатий.

Они очень разные — ведь многообразны те интересы и потребности, ради удовлетворения которых тянутся друг к другу, образуя группы, течения, направления. Каждая такая группа имеет свои цели и задачи, иногда даже программы, своеобразные «правила членства» и моральные кодексы [4].

Поскольку целостный феномен молодежной субкультуры проявляется во множестве форм, были изучены конкретные формы неформальных молодежных объединений, которые позволили провести типологизацию по различным основаниям.

Среди возможных оснований для типологизации выделяют следующее:

По принадлежности (С. С Фролов)

Ингруппы, т. е. такие, в которых молодой человек чувствует свою принадлежность и в которой он идентифицируется с другими членами. Общим для них служит то, что они разделяют определенные чувства, мнения, а также почти единодушны относительно сфер активности и целей жизни;

Аутогруппы, такие, к которым молодой человек не принадлежит.

По взаимоотношениям:

Первичные;

Вторичные.

По степени общения:

Малые группы, т. е. такие, в которых люди имеют личные контакты с каждым;

Большие группы, в которых нет непосредственного общения молодых людей со всеми членами группы.

Приведенные выше варианты социальных типологий молодежной субкультуры, несмотря на их общий характер, отражают сущностную основу тех или иных неформальных молодежных объединений. Но поскольку молодежная субкультура — феномен многогранный и развивающийся данные типологии не исчерпывающие [50]. Поэтому существует ряд других:

По направлениям деятельности групп:

А) По А. В. Толстых:

Общественно — политические группы ставят своей целью пропаганду определенных общественно — политических взглядов; они не агрессивны;

Радикалы («люберы», «скины») очень агрессивны; во главе стоят представители старшего поколения;

Эколого-этические («зеленые»);

Группы образа жизни, или собственно неформальные молодежные объединения (панки, хиппи, и т. д.);

Нетрадиционно-религиозные группы (сатанисты, культовые группы и т. д.);

Группы по интересам (филателисты, спортивные и музыкальные фанаты) [48].

б) По С. Сергееву: романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индианисты, толкинисты, с известными оговорками — байкеры), гедонистическо-развлекательные (мажоры, рэйверы, рэпперыи т. п.), криминально-деликвентные («гопники», «люберы»), анархо-нигилистические (панки) и политизированные экстремистские субкультуры «левого» и «правого» толка, некоторые из которых можно также определить как радикально-деструктивные [22].

5. По «по неприкасаемости молодежных миров» (А. Тарасов):

«Золотая молодежь» в столицах;

Наркогенная субкультура;

Уголовная среда;

«Попсовики»;

«Старая контркультура» (развившаяся в традициях хиппи 60-х);

Сатанисты;

«Новая контркультура» (оппозиционная молодежная субкультура, соединившая традиции старых хиппи, национального большевизма и левацкого революционизма).

По конформности:

Конформная;

Условно конформная;

Нонконформная (протестная группа) [2].

Музыкальные неформальные молодежные организации

Главная цель таких молодежных организаций — прослушивание, изучение и распространение любимой музыки.

Среди «музыкальных» неформалов наиболее известна такая организация молодых людей как металлисты. Это группы, объединенные общим интересом к прослушиванию музыки в стиле рок (так же имеют название «Хэви метал».) Самыми распространенными группами, играющими рок-музыку, являются «Кисс», «Айрон Мейден», «Металлика», «Скорпионз», из отечественных «Ария» и т. д. В тяжелом металлистическом роке присутствуют: жесткий ритм ударных инструментов, колоссальная мощность усилителей и выделяющиеся на этом фоне сольные импровизации исполнителей [5].

Другая наиболее известная молодежная организация пытается сочетать музыку с танцами. Это направление носит название брейкеры (от англ. Break-dance — особый вид танца, включающий разнообразные спортивно-акробатические элементы, которые постоянно сменяют друг друга, прерывая начавшееся было движение). Есть и другое толкование — в одном из значений break означает «изломанный танец» или «танец на мостовой». Неформалы этого течения объединены самозабвенной страстью к танцам, стремление их пропагандировать и демонстрировать буквально в любой ситуации [2]. Политикой эти ребята практически не интересуются, их рассуждения о социальных проблемах носит поверхностный характер. Стараются поддерживать хорошую спортивную форму, придерживаются очень строгих правил: не употреблять алкоголь, наркотики, отрицательно относятся к курению [5].

В тот же раздел попадают и битломаны — течение, в рядах которого когда-то состояли многие из родителей и учеников нынешних подростков. Их объединяет любовь к ансамблю «Биттлз», его песням и наиболее известным его участника — Полу Маккартни и Джону Ленону.

Неформальные организации в спорте

Ведущие представители данного течения — знаменитые футбольные фанаты. Сегодня в целом это достаточно хорошо организованные группировки, отличающиеся серьезной внутренней дисциплиной. Входящие в них подростки, как правило, хорошо разбираются в спорте, в истории футбола, во многих его тонкостях. Их лидеры решительно осуждают противоправное поведение, выступают против пьянства, наркотиков и других негативных явлений, хотя в среде фанатов подобные вещи встречаются. Бывают случаи группового хулиганства со стороны фанатов, и скрытый вандализм. Вооружены эти неформалы довольно воинственно: деревянные палки (биты), металлические пруты, резиновые дубинки, металлические цепи и т. д. [2].

Внешне фанатов легко различить. Спортивные шапочки цветов любимых команд, джинсы или спортивные костюмы, футболки с эмблемами «своих» клубов, кроссовки, длинные шарфы, значки, самодельные плакаты с пожеланием успеха тем, за кого они болеют. Они легко отличаются друг от друга по этим аксессуарам, собираясь перед стадионом, где обмениваются информацией, новостями о спорте, определяют сигналы, по которым будут скандировать лозунг и поддержку своей команды, разрабатывают планы других действий [31].

Близки к спортивным неформалам по целому ряду признаков и те, кто сами именуют себя «ночными всадниками». Их называют рокерами. Рокеров объединяет любовь к технике и антиобщественное поведение. Их обязательные атрибуты — мотоцикл без глушителя и специфическая экипировка: разрисованные шлемы, кожаные куртки, очки, металлические заклепки, молнии [22]. Рокеры часто становились причиной дорожно-транспортных происшествий, в ходе которых были жертвы. Отношение к ним общественного мнения почти однозначно негативное [1].

Философствующие неформальные организации

Интерес к философии — один из весьма распространенных неформальной среде. Наверное, это естественно: именно желание понять, осмыслить себя и свое место в окружающем мире выводит его за рамки устоявшихся представлений, и толкают к чему-то иному, подчас альтернативному по отношению к господствующей философской схеме.

Выделяются среди них хиппи. Внешне их узнают по неряшливой одежде, длинным непричесанным волосам, определенной атрибутике: обязательные голубые джинсы, вышитые рубашки, майки с надписями и символикой, амулеты, браслеты, цепочки иногда — крестики. Символом хиппи на долгие годы стал ансамбль «Биттлз» и особенно его песня «Земляничные поляны навсегда». Взгляды хиппи заключаются в том, что человек должен быть свободен, прежде всего, внутренне, даже в ситуациях внешнего ограничения и закабаления. Раскрепоститься в душе — вот квинтэссенция их взглядов. Они считают, что человек должен стремиться к миру и свободной любви. Хиппи считают себя романтиками, живущими естественной жизнью и презирающими условности «добропорядочной жизни мещан». Стремясь к полной свободе, они склонны к своеобразному бегству от жизни, уклонению от многих социальных обязанностей. Хиппи используют медитацию, мистицизм, наркотики как средства, позволяющие добиться «открытия самого себя».

Новое поколение тех, кто разделяет философские поиски хиппи, часто именуют себя «системой» (системные ребята, пиплз). «Система» — это не имеющая четкой структуры неформальная организация, в которую входят люди, разделяющие цели «обновления человеческих отношений» через добро, терпимость, любовь к ближнему [13].

Политические неформальные организации

В данную группу неформальных молодежных организаций относятся объединения людей, которые имеют активную политическую позицию и выступают на различных митингах, участвуют и проводят агитацию.

Среди политически активных молодежных группировок выделяются пацифисты, нацисты (или скинхеды), панки и др. Пацифисты: одобряют борьбу за мир; против угрозы войны, требуют создания особых отношений между властью и молодежью.

Панки — относятся к достаточно экстремистскому течению среди неформалов, имеющих вполне определенную окраску. По возрасту панки — преимущественно старшие подростки. В качестве лидера выступают парни. Желание панка любым путем привлечь к себе внимание окружающих людей, как правило, приводит его к эпатажу, вычурному и скандальному поведению. Они используют шокирующие предметы в качестве украшений. Это могут быть цепочки, булавки, лезвие бритвы [23].

Панки делятся на «левых» и «правых», и пропагандируют цели «протеста против существующих меркантильных отношений в обществе». Борясь с ними, эти течения хотят личным примером бескорыстных отношений утверждать этику будущего. И в качестве средств достижения такой морали много говорят о добре, терпимости, роли труда. Однако такие разговоры, как правила, носят абстрактно — лозунговый характер. В целом Панков отличает низкое трудолюбие, нелюбовь к реальной работе. В значительной степени социальный паразитизм, поверхностная начитанность при весьма высоком самомнении, особенно в отношении собственных творческих способностей. Выступая против бюрократизма, черствости и расчетливости, они стремятся к самоутверждению в среде себе подобных, путем резкого отвращения общепринятых вещей, демонстрации экстремизма в средствах борьбы с негативными явлениями [12].

Неофашисты (скинхеды)

В 20-30-х годах 20 века в Германии появилось то, что погубило миллионы людей, то, что заставляет вздрагивать нынешних жителей Германии и извиняться за грехи предков перед целыми народами. Имя этому чудовищу — фашизм, названный историей «коричневой чумой». Случившееся в 30-40-е годы настолько чудовищно и трагично, что некоторым из молодых людей иногда даже трудно поверить в то, что им рассказывают жившие в те годы.

Прошло более 50-ти лет, и история сделала свой новый виток, и настало время повторения ее. Во многих странах мира появляются молодежные организации фашистского толка, или, так называемые, неофашисты.

«Скинхеды» родились в середине 60-х годов как реакция определенной части рабочего класса Великобритании на хиппи и рокеров-мотоциклистов. Тогда им пришлась по душе традиционная рабочая одежда, которую трудно было порвать в драке: черные фетровые куртки и джинсы. Они коротко стригли волосы, чтобы не мешали в потасовках [51].

Скиндвижение в России широко распространилось после 1993 года, в то время как его эволюция в Европе и за океаном уже достигла стадии слияния с неофашистскими организациями, поэтому к нас оно носило изначально пронацистский характер [22]. И хотя русские скинхеды еще не представляют собой ни единого, четко структурированного движения, ни, тем более, единой политической силы, есть все основания считать, что следующим шагом в их развитии будет укрепление боевых отрядов и слияние их в единую политическую организацию фашистского толка.

У «скинов» есть четкая иерархия. Существует «низший» эшелон и «высший» — продвинутые «скины», имеющие отличное образование. «Непродвинутые скины» это в основном подростки 16-19 лет. Любой из прохожих может быть избит ими до полусмерти. Повод к драке не нужен.

Несколько иначе обстоит дело с «продвинутыми скинхедами», которые также зовутся «правыми». Прежде всего, это не просто распоясавшаяся молодежь, которой нечем заняться. Это своеобразная «скинхедовская» элита — люди начитанные, образованные и взрослые. Средний возраст «правых скинов» от 22 до 30 лет. В их кругах постоянно муссируются мысли о чистоте русской нации [24].

Это далеко не все классификации, которые имеют место быть в рамках данного вопроса. Неформальные молодежные объединения нашей страны настолько разнообразны, что даже одна и та же группа в разных городах может существенно различаться. Отсюда следует вывод, что классификация неформальных групп России представляет собой очень сложный и трудоемкий процесс. Причем ни одна из классификаций не будет абсолютно полной и правильной [34].

Анализируя следующие специфические черты российской молодежной субкультуры, можно рассмотреть так же их состояние на текущий момент и в роли формирования мировоззрения молодёжи.

1. Преимущественно развлекательно-рекреативная направленность.

Наряду с коммуникативной (общение с друзьями) досуг выполняет в основном рекреативную функцию (около одной трети старшеклассников отмечают, что их любимое занятие на досуге — «ничегонеделание»), в то время как познавательная, креативная и эвристическая функции не реализуются вовсе или реализуются недостаточно. Рекреативные досуговые ориентации подкрепляются основным содержанием теле — и радиовещания, распространяющим ценности преимущественно массовой культуры.

2. «Вестернизация» (американизация) культурных потребностей и интересов.

Ценности национальной культуры, как классической, так и народной, уже много лет вытесняются схематизированными стереотипами — образцами массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей, «американского образа жизни» в его примитивном и облегчённом варианте. Любимыми героями и, в определённой степени, образцами для подражания становятся, по данным опроса, для девушек — героини «мыльных опер» и бульварных романов о любви, а для юношей — непобедимые супергерои триллеров.

Однако вестернизация культурных интересов имеет и более широкую сферу приложения: художественные образы возводятся на уровень группового и индивидуального поведения молодых людей и проявляются в таких чертах социального поведения, как прагматизм, жестокость, неумеренное стремление к материальному благополучию. Эти тенденции присутствуют и в культурной самореализации молодёжи: наблюдается безрассудное презрение таких «устаревших» ценностей как вежливость, кротость и уважение к окружающим в угоду моде. Совсем не безобидной в этом плане является и вездесущая реклама.

3. Приоритет потребительских ориентации над креативными.

Потребительство проявляется как в социокультурном, так и в эвристических аспектах. По данным опросов студентов петербургских вузов (1989-1991 гг.) потребление в рамках художественной культуры заметно превышает креативные установки в социокультурной деятельности. Еще более эта тенденция присутствует в культурной самореализации учащейся молодежи, что косвенно обусловлено и самим потоком преобладающей культурной информации (ценности массовой культуры), способствующей фоновому восприятию и поверхностному закреплению ее в сознании. Творческая самореализация, как правило, выступает в маргинальных формах.

4. Слабая индивидуализированность и избирательность культуры.

Выбор тех или иных ценностей связан чаще всего с групповыми стереотипами («принцип селёдки в бочке») достаточно жёсткого характера — несогласные сильно рискуют пополнить ряды «лохов» — «отверженных», «не интересных», «не престижных» людей с точки зрения «толпы», обычно равняющейся на некий идеал — «крутого (-ую)» (иногда в лице лидера данной группы). Групповые стереотипы и престижная иерархия ценностей обусловлена половой принадлежностью, уровнем образования, в определённой мере местожительством и национальностью реципиента, однако в любом случае суть их одна: культурный конформизм в рамках неформальной группы общения и неприятие других ценностей и стереотипов, от более мягкого в среде студенческой молодёжи до более агрессивного в среде учащихся средней школы. Крайним направлением этой тенденции молодёжной субкультуры являются так называемые «команды» с жёсткой регламентацией ролей и статусов их членов.

5. Внеинституциональная культурная самореализация.

Данные исследований показывают, что досуговая самореализация молодёжи осуществляется, как правило, вне учреждений культуры и относительно заметно обусловлена воздействием одного лишь телевидения — наиболее влиятельного институционального источника не только эстетического, но и в целом социализирующего воздействия.

6. Отсутствие этнокультурной самоидентификации.

Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т. п.) большинством молодых людей воспринимаются как анахронизм. Попытки внесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев ограничивается пропагандой древнерусских обычаев и православия. А этнокультурная самоидентификация состоит, прежде всего, в формировании положительных чувств к истории, традициям своего народа, т. е. того, что принято называть «любовью к Отечеству», а не только в приобщении к одной, пусть даже самой массовой концессии [32].

Еще одной определяющей характеристикой молодежной субкультуры в России является феномен субъективной «размытости», неопределенности, отчуждения от основных нормативных ценностей (ценностей большинства).

Известно, что молодежь — наиболее неустойчивая часть электората, реже других социально-демографических групп населения выступает в качестве реципиента политической информации, почти не читает ежедневных газет. Многих людей беспокоят «разрушительные мотивы» в «молодёжной» музыке. Формируется поколенческая идеология с девиантными тенденциями. Вообще, наблюдается тенденция к дегуманизации и деморализации в содержании искусства, что проявляется прежде всего в принижении, деформации и разрушении образа человека. В частности, это фиксируется в эскалации сцен и эпизодов насилия и секса, в усилении их жестокости, натуралистичности (кинематограф, театр, музыка, литература, изобразительное искусство), что противоречит законам человеческой нравственности и оказывает негативное воздействие на молодёжную (в частности) аудиторию. Это воздействие подтверждается многочисленными исследованиями [28].

С конца 80-х годов ситуация в нашем массовом искусстве, особенно в экранных видах искусства, стала резко изменяться, приобретая всё более негативный характер. В частности «идолы потребления» (поп-/рок-/и т. п. музыканты, шоумены, королевы красоты, культуристы, астрологи) вытеснили собой на теле/кино/видеоэкранах «идолов производства» (рабочих-стахановцев, прогрессивных доярок). По данным исследований, среди 100 фильмов, наиболее популярных в питерских салонах в 1989г. не было ни одного, отличающегося высокой художественно-эстетической ценностью. Репертуар кинотеатров по частоте демонстрации с конца 1991г. более, чем на 89% состоит из зарубежных фильмов, жанровый репертуар которых возглавляют боевик и эротика. Те фильмы, которые по каким-то соображениям не допускают до широкого эфира, стали доступны по кабельному телевидению и видео. Такое засилье «заморского» искусства, продолжающееся по сей день, во многом объясняется переходом к «русской вариации на тему демократии» (не знаю, как это по научному), При этом культурное наследие СССР сильно потеряло в ценности, а творения нового периода, носят, как правило, подражательный (с ориентацией на Голливуд) характер.

2.2 Молодежные субкультуры в современной России

Изучение молодежных субкультур издавна составляет важное направление социологии молодежи. С 60-х годов ХХ века к этой проблематике обратились ведущие социологи разных стран мира, в отечественной же социологии анализ молодежных субкультурных феноменов до конца 1980-х годов велся в очень узких рамках и не был сколько-нибудь значимой областью молодежных исследований. Частью это происходило из-за того, что такие феномены в силу утвердившихся научных парадигм воспринимались как социальная патология, а подобного рода тематика в основном носила закрытый характер и ее разработка не могла вестись по свободному выбору того или иного исследователя или исследовательского коллектива. Частью важно и то, что субкультуры, свойственные Западу, были мало представлены (по крайней мере на поверхности) в формах социальной и культурной активности молодого поколения.

С конца 1980-х годов внимание исследователей к молодежным субкультурам России стало более заметным [37 ]. В 2000-е годы исследовательская активность в этом направлении усилилась. Некоторые авторы стремятся прояснить субкультурные характеристики молодежи в рамках отдельных территорий (например, к такому пути по мотивам вполне практическим склонны исследователи НИЦ «Регион» Ульяновского госуниверситета, руководимого проф. Е. Л. Омельченко [3 4 ] ; внимание к субкультурам молодежи на региональном уровне проявляют исследователи Санкт-Петербурга. Другие идут по пути описания большого и разнородного материала, который сгруппирован на основе определенной теоретической ориентации[28 ] .

Разделы по молодежной субкультуре выделяются в изданиях учебного характера. Специально этому вопросу посвящено объемное учебное пособие С. И. Левиковой [25 ]. опубликовавшей в последние годы немало работ по данной проблематике. В учебнике под редакцией В. Т. Лисовского параграф «Молодежная субкультура в современной России» написан З. В. Сикевич. Обращает на себя внимание то, что здесь под молодежной субкультурой понимается «культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов»[45 ]. Автор настаивает на том, что молодежная субкультура — характеристика именно целого поколения, что «существует некое субкультурное «ядро», которое присуще в той или иной мере всему молодому поколению». Надо думать, эта точка зрения имеет немало сторонников, о чем свидетельствует, например, воспроизведение цитированных положений З. В. Сикевич в учебном пособии Ю. Г. Волкова, В. И. Добренькова и др. «Социология молодежи»[8 ] .

В специфике российских субкультурных образований в молодежной среде основную роль играют три фактора. Первый — социальная и экономическая неустойчивость российского общества на протяжении последних полутора десятилетий и обнищание основной части населения. В 2000 г. согласно данным Госкомстата России молодежь (16-30 лет) составляла в численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума 21,2%, а в своей возрастной группе доля бедных была 27,9%[42 ]. Среди безработных молодежь в возрасте до 29 лет тогда же составила 37,7%[4 2]. Хотя в последующие два года отмечался некоторый экономический подъем, принципиально картина не изменилась. Для значительной части молодежи проблема физического выживания отодвигает на задний план потребности, реализуемые в формах молодежных субкультур.

Второй фактор — особенности социальной мобильности в российском обществе. Каналы восходящей социальной мобильности в 1990-е годы претерпели коренные изменения, и молодежь получила возможность достигать престижное социальное положение в очень короткие сроки. Первоначально (в начале десятилетия) это привело к оттоку молодежи из системы образования, особенно высшего и послевузовского: для быстрого успеха (понимаемого как обогащение и достигаемого в основном в сфере торговли и услуг) высокий уровень образования был скорее помехой, чем помощью. Но позже вновь усилилась тяга к получению образования как гаранта личного жизненного успеха. Кроме того, действует фактор укрывания юношей от службы в армии.

Возможность быстро достичь успеха, стать богатым, в действительности слишком часто основанная на криминале, является, тем не менее, основой для социальных установок и ожиданий значительной части российской молодежи. Этим во многом вытесняется идентификация с субкультурными ценностями в западном смысле, поскольку такая идентификация в российских социокультурных условиях противоречит реализации установок на материальное благополучие.

Третий фактор — утеря тех нормативно-ценностных оснований, которые необходимы для поддержания социальной солидарности и обеспечения приемлемой социальной идентичности. В молодежной среде аномия ведет к парадоксальному сочетанию актуальных оценок и глубинных ценностных предпочтений.

На фоне социальной аномии широчайшее распространение приобретает преступность среди российской молодежи. С 1990 по 2000 г. состав лиц, совершивших преступления, численно увеличился почти в два раза (с 897,3 тыс. до 1741,4 тыс. человек), а в возрастной группе 18-24-летних в 2,5 раз (с 189,5 тыс. до 465,4 тыс. человек). В 2000 г. к лицам, совершившим преступления, были отнесены 932,8 тыс. молодых россиян (14-29 лет), т. е. более половины (53,6%) всех преступников[42 ]. Расчет на базе официальной государственной статистики показывает, что число молодых россиян, хотя бы раз совершивших преступление (по установленным фактам), в данное время составляет примерно 6 млн. человек, или одну пятую часть молодежи в возрасте 14-30 лет.

Эти драматические обстоятельства имеют непосредственное отношение к специфике молодежных субкультур в России.

Криминализация молодежных субкультур носят общесоциальный характер. Большое число молодых людей осуждены за преступления и отбывают наказание в местах лишения свободы. Общее число осужденных в возрасте до 30 лет в период между 1990 и 2000 г. составило 5576,3 тыс. человек[17 ]. При суммировании мы не учитывали рецидивы, но все же ясны масштабы явления. Часть вернувшихся из мест заключения активно участвуют в формировании молодежных групп криминального характера. В середине 1990-х годов в России по официальным данным насчитывалось более 5 тыс. таких групп[39 ]. Такого рода группировки, а в еще большей мере носители тюремного опыта — важные каналы проникновения делинквентных субкультур в молодежную среду, но все же проблема этим не исчерпывается. Масштабы организованной преступности в России таковы, что значительная часть молодежи оказывается прямо или косвенно связанной с криминальными структурами, имеет контакты с ними в сферах бизнеса, политики, развлечений и т. д. Организованная преступность фактически составляет параллельную реальность, и принятые в ее среде социокультурные ориентиры приобретают ценностное значение в молодежной среде.