Ноябрь 3

Блог Ильи Винштейна

Блог Ильи ВинштейнаМОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА КАК НАУЧНОЕ ПОНЯТИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

Дейч Борис Аркадьевич д-р пед. наук, проф.

Прежде чем говорить о специфике молодежной субкультуры, необходимо определиться, что такое субкультура в целом. Данный термин образован от двух латинских слов, при этом приставка sub означает «под».

Что касается культуры, то в широком смысле это понятие означает совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов; способ социальной жизни, который объединяет все виды человеческой деятельности [5,37]. В более узком смысле культура — сфера духовной жизни людей, включает в себя человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллектуального, нравственного и эстетического развития). Субъект культуры — человек, который творит, сохраняет и распространяет культурные ценности. Творчество как самовыражение отдельных людей превращается в культуру, если оценивается как общественно значимое, меняющее бытие в лучшую сторону.

Структура культуры содержит три основных компонента: доминирующую, суб — и контркультуру. Доминирующая культура — это культура, распространяющаяся на всех членов данного общества и обладающая одним важным свойством: она имеет тенденцию усреднять поведение людей. Противоположной и противоречащей доминирующей культуре является контркультура. Молодежная контркультура, как считают исследователи, требует сознательного отказа от системы традиционных ценностей и замены их контрценностями — свободой самовыражения, личной причастностью к новому стилю жизни, установкой на ликвидацию репрессивных и регламентирующих моментов человеческих взаимоотношений, полным доверием к спонтанным проявлениям чувств, фантазии, воображения, невербальным способам общения. Наглядным примером контркультуры является движение хиппи в 60-е годы XX, отрицающее общепризнанные американцами ценности: усердный труд, материальный успех, политическую лояльность. Субкультура — это часть общей культуры, присущая большой социальной группе. В отличие от контркультуры, субкультура не противостоит доминирующей культуре, хотя может иметь огромные различия с ней. А. В. Мудрик приводит такое определение понятия субкультура — совокупность специфических социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т. п ), влияющих на стиль жизни и мышления определенных номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они» (остальных представителей социума) [3,121].

Он определяет что социальной базой формирования субкультуры могут быть возрастные и социальные слои населения, профессиональные группы, религиозные секты, сексуальные меньшинства, массовые неформальные течения, преступные группы и организации. Исходя из этого, сегодня социологами выделяется множество видов субкультур, таких как профессиональные (субкультура экономистов), конфессиональные (субкультура буддистов), субкультура национальных меньшинств, субкультура спортсменов, субкультура молодежи и т. д. Субкультура феноменально обладает сразу двумя противоположными функциями: объединяющей (объединяет людей в одну группу) и разделяющей (она выключает из группы тех, кто не знает ее «языка»).

Субкультура, как считает А. В. Мудрик, — это автономное относительно целостное образование. Она включает в себя ряд более или менее ярко выраженных признаков: специфический набор ценностных ориентаций, норм поведения, взаимодействия и взаимоотношений, а также статусную структуру; набор предполагаемых источников информации; своеобразные увлечения, вкусы и способы свободного времяпрепровождения; жаргон, фольклор. Всем этим признакам соответствует и молодежная субкультура, которая в последние десятилетия становится предметом пристального внимания и изучения социологов, культурологов, психологов и педагогов. При этом многие исследователи считают, что для молодежной субкультуры характерны определенные требования изменений системы ценностей, различного рода протесты, которые могут проявляться в довольно открытых формах и нередко представляют собой угрозу традиционной культуре. Потому молодежная субкультура часто рассматривается как источник опасности для социального и духовного здоровья молодых людей. Действительно, трудно не согласиться, что в рамках этой субкультуры присутствует достаточный уровень максимализма, который характерен для молодежного, и в особенности юношеского, возраста. Однако И. С. Кон отмечает, что проблема взаимодействия молодежной субкультуры и культуры в целом имеет две стороны. Во-первых, юношество так или иначе воспринимает и усваивает культуру, созданную прошлыми поколениями, выступая в роли её потребителя. Во — вторых, каждое поколение молодежи создает нечто новое, свое и имеет собственную возрастную субкультуру. Поскольку изучают молодежь взрослые, а не наоборот, в социологических и социально-педагогических исследованиях господствует взрослая точка зрения: вот какие замечательные вещи «мы» им даем, а «они» почему-то отворачиваются [1,149].

Американский социолог Т. Парсонс был одним из первых, кто начал использовать термин «субкультура» первоначально применительно к молодежной культуре, причем сначала им обозначали ту часть молодежи, которая является девиантной. Он считал, что причина протеста молодежи и ее противостояние миру взрослых — «нетерпение» занять места отцов в социальной структуре. А они некоторое время еще остаются заняты. Но дело кончается внедрением нового поколения в ту же структуру и, следовательно, ее воспроизводством.

Молодежные субкультуры чрезвычайно разнопла-новы. Справедливо считается, что толчком для развития молодежных субкультур становится нестабильность общества. И в эти периоды активизируются представители уже традиционных молодежных субкультур и появляются новые. Известно, что революционные потрясения в России привели к бурному расцвету молодежных субкультур в 20-е годы прошлого столетия. Появляются молодежные группы, принимающие новую идеологию и отвергающие ее, развиваются молодежные субкультуры, связанные с различными направлениями в музыке, поэзии, литературе, художественном искусстве. Однако постепенно государство и официальная идеология выдавили все «классово чуждые» проявления молодежной субкультуры и постоянно контролировало это направление. Известны гонения в тридцатые годы на такое направление в музыке, как джаз. «Сегодня ты танцуешь джаз, а завтра Родину предашь!» В пятидесятые годы — это борьба с пижонами и стилягами — молодыми людьми, позволяющими себе носить узкие брюки и пиджаки и другую модную одежду, которая отличала их от других. В шестидесятые и семидесятые — с битломанами, поклонниками музыкального творчества популярной английской группы. В семидесятые и восьмидесятые — это борьба со становящимися модными длинными прическами и запрещение набравших популярность восточных единоборств. Начало реформирования нашего общества в конце 80-х годов XX столетия, свобода, демократизация, а в определенной мере и хаос, наступивший в тот период, привели к значительному росту проявлений молодежных субкультур. По данным социологического опроса, проведенного научно-исследовательским центром Высшей комсомольской школы в начале 1987 года, в Москве к разным неформальным группам причисляли себя 52,7% молодых инженерно-технических работников, 65.1% молодых рабочих, 71,4% студентов, 71,7% старшеклассников и 89,4% учащихся ПТУ [2, 5].

Объединение в группы сверстников также является характерным проявлением молодежной субкультуры. А. В. Мудрик отмечает, что потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается [4, 27]. Он же говорит о том, что значение группы сверстников в процессе социализации стабильно растет от раннего детства к юности, когда оно достигает своего максимума, а затем с возрастом снижается, но не исчезает даже в старости [3,79].

И. С. Кон отмечает, что одна из главных тенденций переходного возраста — переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных по положению. Такая переориентация может происходить медленно и постепенно или скачкообразно и бурно, она по-разному выражена в разных сферах деятельности, в которых престиж старших и сверстников неодинаков, но происходит она обязательно. Он же отмечает, что поведение молодых людей в период юности по самой сути своей является коллективно-групповым.

Во-первых, общение со сверстниками — очень важный специфический канал информации; по нему юноши узнают многие необходимые вещи, которые по тем или иным причинам им не сообщают взрослые. Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в тоже время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на равных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребенок не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств. В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости [1, 128-129].

По юридическому статусу и месту в социальной системе группы сверстников принято делить на официальные, то есть признанные обществом, связанные с какими — либо государственными или общественными организациями, имеющие некоторую организационную структуру и членство, и неофициальные, существующие как бы сами по себе.

Для сегодняшней молодежи характерно одновременное вхождение в несколько таких групп. Причем чаще всего они входят в формализованные группы и в неформальные, общение и взаимодействие в которых может иметь существенные отличия. Позитивную роль формализованные группы играют в том случае, если деятельность, предлагаемая в ней молодому человеку, общественно и личностно значима, взаимодействие в группе интенсивно и содержательно, юноша чувствует себя принятым в данную группу на равных, имеет в ней друзей или приятелей. Юноши, не удовлетворенные своей позицией в формализованной группе, стремятся минимизировать свои контакты с её членами, ищут компенсации в неформальных группах.

паропанк

культура растаманов

металлисты фото

одежда для трейсеров

япония анимешники


Метки: , , , ,
Copyright 2017. Все права защищены.

Опубликовано 03.11.2019 admin в категории "Субкультура как социальное явление